20 февраля
3414
0

Русский стиль на Масленицу

Наталья Бурдина

Умеет русский народ веселиться, дай только повод. Масленица — повод особый. Праздник, который благополучно добрался до наших дней из глубины веков, сохранив большую часть обрядов и традиционных ритуалов, неизменно вызывает ощущение радости и веселья.

На Руси год начинался с началом весны, поэтому Масленица — очень важный праздник прощания со старым. Символично и то, что зима означает конец жизни, завершающую стадию природного цикла. Для древних славян ритуал празднования был в первую очередь связан с началом нового земледельческого сезона, от которого крестьяне ожидали повышенного плодородия. Главной героиней праздника до сих пор является чучело Масленицы, которое сжигается в конце масленичной недели, и является не только символом уходящей зимы, но и символом отжившего, прошлогоднего плодородия.

Со стимуляцией плодородия населения связаны и традиционные масленичные забавы — катание с гор и на лошадях, активное знакомство и ухаживания неженатой молодежи. Масленицу также называли «целовник»: молодые люди могли совершенно безнаказанно целовать незнакомых девушек.

С демонстрацией удали и молодецкого задора связан целый ряд масленичных забав и игрищ — взятие снежного городка, кулачные бои, катание с ледяных гор.


Девушки надевали свои самые лучшие наряды — яркие и задорные. На картинах, изображающих сцены празднования Масленицы, мы видим женщин в праздничных душегреях (телогреях), отороченных мехом и расшитых разнообразными узорами. Девушки носили яркие пышные юбки в круговую складку. Одним из главных предметов женского гардероба был, конечно, платок, который мог также повязываться и поверх меховой шапки.


Женский народный костюм имеет богатую историю в части головных уборов. Известные всем кокошник, кичка, сорока или шамшура были богато расшиты речным жемчугом, золотой нитью, бисером. Однако к концу XIX века их практически полностью вытеснил обыкновенный платок, который сегодня получил обобщенное имя по названию самой крупной российской мануфактуры – Павловопосадской.


Многие из предметов традиционного народного костюма сохранились до нашего времени и стали источником вдохновения многих дизайнеров костюма. Как российских, так и зарубежных. А между тем, национальный костюм русского народа заслуженно стал объектом внимания коллекционеров еще в XIX веке. Важную роль в сборе и сохранении экспонатов сыграла Наталья Шабельская, создавшая главное собрание предметов народной культуры. В 1893 году ее коллекция была представлена на Всемирной выставке в Чикаго, а затем в Брюсселе и Антверпене. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже коллекция Шабельской была удостоена бронзовой медали. После смерти коллекционера большая часть собрания была приобретена Русским музеем в Санкт-Петербурге, а многие предметы также можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.


В 1976 году Ив-Сен Лоран представил знаменитую коллекцию «Русские оперы и балеты», посвященную национальному костюму. Пестрые крестьянские наряды вдохновили модельера на создание нарядов в традиционной народной стилистике, щедро приправленной элементами роскошной отделки — вышивкой золотом, позументом и яркими живописными принтами. Предметы этой коллекции до сих пор можно купить в магазинах винтажной одежды по ценам, доступным только для настоящих почитателей.

В разные времена к теме русского народного костюма обращались художники многих брендов – Kenzo, Dolce & Gabbana, Chanel и других. Так в 2009 году Карл Лагерфельд представил коллекцию, которая называлась «Париж-Москва». В фантазии автора сплелись мотивы русского народного костюма – кокошники, муфты, меховые пальто, а также все, что художник интуитивно связал с Россией – в дело пошли и значки с армейскими звездами, и каблуки в форме церковных куполов.

На недавно прошедшей в Париже Неделе Высокой моды дом Valentino представил очередную русскую коллекцию, в которой элементы народного костюма мастерски соединены с бархатом, золотым кружевом и шифоном. Нельзя обойти вниманием и нашего главного дизайнера костюма – Вячеслава Михайловича Зайцева, который еще в 60-х годах создал коллекцию расписных телогреек для жителей села. Коллекция одними критиками была воспринята как свежий взгляд на костюм советского гражданина, а вторыми – как скандальная попытка эпатажа. Художник в своей работе и по сей день регулярно возвращается к теме народного костюма, а в 2009 году представил коллекцию «Истоки», которую выполнил из павловопосадских шалей в добрых традициях народного костюма России. Здесь можно найти и душегреи, и юбки, и сарафаны, хранящие теплый колорит народных мотивов. Без звезд, матрешек и «клюквы» на европейский лад.

Возвращаясь к Масленице, отметим, что этот праздник полон избыточной радости, безудержной силы жизни, стремления к молодости, плодородию и надежды на новый счастливый год. В масленичную неделю мы обращаемся к истокам, вспоминаем своих предков, их верования, традиции. Неизбежно черпаем силы и проводим полезные параллели исторического прошлого с веком текущим, в котором в глубинной сути мало что изменилось. Все также люди собираются в кругу семьи, чествуют приход весны, радуются, вспоминают ушедших, просят друг у друга прощения, целуются в знак примирения и благодарности и... едят вкусные блины. Широко, щедро, красиво.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
Интервью
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
«Купить шалаши-вигвамы-палатки» — так формируют свой запрос большинство родителей при поиске игрового жилища для своих детей. Не всегда это приводит к достойным результатам, потому что настоящие индейские домики называются ТИПИ. Или даже TEEPEE. И одним из лучших в производителей типи в мире можно без лести назвать Вову Гроза — мужа, отца, автора бренда TEEPEEKEE, который превратил свой опыт и любовь к дизайну в качественный продукт для детей.
Редакция