11 сентября
2684
0

Когда у гиков появляются дети

Катя Азанова

Кажется, пора рассказать о нашей дружбе с электронными устройствами.Сегодня у меня поинтересовались, когда мы дали детям айпады. Стала считать и, к своему удивлению, обнаружила, что первый айпад вышел, когда старшему было четыре, а младшему год. Мне-то казалось, что они были с нами всегда. :)

Мы – родители буддисты-минималисты и стараемся не привязываться к штукам и не растить вокруг себя ворох вещей. Будучи современными номадами, вместо юрты возим с собой виртуальный придаток, куда поселили развлечения и обучение. А еще мы самые настоящие гики и гордимся этим. Муж, правда, главнее, а я так, стараюсь не отставать. К тому же мы-макофилы и весьма «проникнуты» техникой Apple, так что многое в тексте будет специфическим. Нас привлекают не столько технические характеристики устройств, сколько большое информационное облако, к которому они обеспечивают доступ. Сегодня предложение в App Store, iTunes и iBooks кажется почти бездонными, в отличие от схожих товарищей.

​Вокруг часто слышится, что интернет (телевизор, планшет) — это зло, канализация для времени и прочее в этом духе. Почему?

Все вышеперечисленное – это инструменты, а то, как их применять, полностью во власти хозяина. Палкой, например, можно бить соплеменников или копать яму. В том, что у соплеменника сломан нос, палка совершенно не виновата. Сегодняшние устройства – лишь более сложные артефакты (в смысле штуковины, которые человек изготовил, а не сорвал с дерева). Путь к ним начался, когда первобытные товарищи примотали камень к ветке и получили топор. Отрицать прогресс или навязывать ему рамки – более чем странно. Представьте, что кто-то берет в поход заостренный булыжник, а не облегченный топорик из титана. Все потому, что предки испокон веку так поступали. Странное, неразумное поведение.

А теперь посмотрим на пренебрежение к электронным устройствам, принижение знаний, полученных не из бумажного тома. «Нет-нет, к чему мне планшеты! Я читаю книги, а не занимаюсь всякой ерундой». Я не передергиваю и лично слышала похожее, но тут, конечно, собирательно-утрированный образ. Зачем же это противопоставление? Почему все то, что не издано на бумаге, – зло? Может нужно взять папирус вместо новомодной книги? Электронная библиотека может быть не менее обширной, чем традиционный шкаф. Человек, ее собравший, может быть куда начитаннее многих, поглощая по книге за пару дней. Что самое восхитительное, компактно упакованные книги, – только кусочек открывающихся нам возможностей.

Давайте отвлечемся от стародавнего занудства о вреде компьютера и посмотрим на то, какую пользу могут принести компьютерные и видеоигры.

Вот, например, история про взрослое использование игр. Мы с детьми фанаты «Хоббита». По «Властелину колец» я пока фанатею без них. Оба произведения без заминки можно назвать литературными шедеврами. Их идеи вдохновляли и вдохновляют многих. А это значит, становятся пусковым моментом для дальнейшего переосмысления, например, в других произведениях, уже современных людей. Современные люди пользуются новыми медиа для художественного выражения. И вот мы видим онлайн-игру LOTRO (Lord of the Rings Online). И встречаем курс от очередного серьезного литературоведа и филолога, который рубится в LOTRO со студентами. На живом примере ведет литературный анализ, объясняет принципы ремедиации и переосмысления идей сквозь поколения.

Пойдем дальше и разглядим, какие еще области могут развивать те самые игры.

Начнем с когнитивных способностей

  • Пространственное мышление/воображение. Например, любимый намиМайнкрафт, где планирование зданий уютно производить в трехмерном пространстве.
  • Умение концентрировать и переносить внимание. Нам с Ильей (5 лет) очень понравилась игра Hungry Shark Evolution, тут нужно плыть акулой, которая бесконечно голодна, уворачиваться от опасных хищников и мин, искать спрятанные сокровища и не забывать поесть.
  • Ускоренный/улучшенный анализ визуальной информации. Тут, кажется, все понятно. Когда от нас требуется быстрая реакция на происходящее вокруг, мы автоматически тренируемся анализировать это самое происходящее, зачастую без сознательной оценки.
  • Распознавание образов, явлений, ситуаций… Множество игр предлагает и чистое распознавание паттернов, требуя воспроизведения заданных узоров, или предлагает свободное творчество и 3D-моделирование.
  • Решение задач (умение самостоятельно справляться с задачами). Квесты всему голова, например, совершенно чудесные Machinarium и Botanicula, Incredepede илиEphemerid требуют бесконечно решать загадки и искать выходы из сложных ситуаций. Cut the Rope, оказывается, растит IQ лучше всяких Dual-n-Back, загляните еще в Threes, Tiny Space Adventure.
  • Скорость принятия решений. Зачастую задачей игры является быстрое реагирование. Тут, кажется, бесконечно можно приводить примеры, будь шуттеры или кресты с ограничением по времени или крутые гонки, вроде Asphalt8.
  • Автоматизация навыков (вроде чтения и арифметических вычислений). Тут тоже можно разгуляться с примерами: Tally Tot, Alpha Bots, Blee, Agnitus, Dexteria Dots,Gazzilli Shapes, HookedPhonics, Reader. Или, например, программирование: my Robot Friend, Scratch, Tynker, Hopscotch,
  • Фантазия/творчество, как и любая область, освещены созидателями игр.Будь-то игры песочницы, где ты получаешь свободное поле и ограничением становится лишь фантазия, или откровенные тренировочные программы для художников, с задачками или без них. Auryn Ink, Together, совсем взрослыйProcreate.
  • Расширение кругозора. Мы, например, запустили щупальца в космологию и технику, Space Engineers, Kerbal Space Program. Тот же самый Hungry Shark Evolution очень много рассказывает о реальном устройстве подводного мира.Google Earth – великолепнейший атлас мира. Ocean World или любые интерактивные книги, вроде, Nighty Night, Green Planet, Tejas & Lollipop, Kalkalih.

Мотивация (самомотивация)

  • Уверенность в себе благодаря достижению определенных результатов.
  • Упорство тренируется, когда мы стремимся тех самых результатов достичь.
  • Осознание ценности проб и ошибок. То и дело от детей слышится: «Ты, что, забыл, что нужно пробовать много раз? Ты пробуй еще, и получится. Не все же сразу».
  • Понимание того, что интеллектуальные высоты достигаются упражнением, а не заданы и неизменны. Это, по-моему, очень ценное знание, к тому же новое. Мы раньше считали, что либо ты умный, либо балбес, и все – ничего не попишешь. А игра позволяет проследить, как от задания к заданию твое мастерство растет и думаешь ты все лучше.

Эмоциональная сфера

  • Непосредственный опыт состояния потока, отсюда радость достижения и повышение самооценки. Вы же видели эти сосредоточенные и одухотворенные мордочки, полностью поглощенные процессом?
  • Снижение тревожности/расслабленность/хорошее настроение. Взрослым, например, рекомендуют погамать минут пять перед важным совещанием или просто перед началом рабочего дня, здорово помогает отвлечься ненадолго, перестать бояться и заняться делом со свежей головой и хорошим настроением.

Социальная сфера/социальные навыки

На их отсутствие часто упирают противники цифровых технологий, боясь выпадения из общества. Но многие игры предполагают участие в них целой группы. Так процесс становится более увлекательным, а многие задачи сложно выполнить в одиночку. И тут проявляется необходимость кооперации и умения договариваться о ролях и задачах отдельных участников:

  • Общение
  • Кооперация
  • Групповая поддержка и работа

Конкретный пример – моих мальчишек наличие мультиплеера в игре сильно склонит к ее выбору. А когда его нет, они все равно суют нос друг к другу и гораздо больше радуются, играя вместе.

И напоследок невероятных размеров бонус – интерактивные устройства помогают превратить получение любых знаний в увлекательную игру. Вещь, которая реагирует на наше воздействие, интересует куда сильнее инертных штуковин. К тому же, животные учатся жизни играя. Люди тоже. Человеческие детеныши узнают и запоминают кучу всего легко и непринужденно, если это игра. Взрослые особи, кстати, тоже.

Отсюда самое важное, что я подметила. Играть вместе с детьми очень здорово и полезно для всех участников процесса. Если вас беспокоит качество занятия, можно к занятию подключиться и выяснить все из первых рук.

Когда рядом приятная компания, то процесс радует куда больше. Компанию могут составить родители, братья или друзья.

Вышеназванные товарищи заодно могут исполнять «функцию бабушки», то есть кивать и восторгаться успехами, могут и активно участвовать в процессе. «Бабушкино одобрение», кстати, очень важная штука, с ним успехи заметно растут.

Но это, конечно, не все, что мы разузнали. Можем запросто поделиться и другими находками.

Какие приложения ставить, чтобы было интересно и полезно?

  • Просто показывать то, что нравится самим. По ходу дела становится понятно, что ребенки любят. Правда, не всем. Я до сих пор умудрюсь выбирать мальчишкам всякую ерунду, оставь меня без присмотра. Хорошо, что наш папа регулярно спасает ситуацию.
  • Рано или поздно дети сами забираются в магазин и просят загрузить то, что нашли. И не только в App Store. Старший ребенок у нас знакомится с новыми играми в видеообзорах. Потом рассказывает про самый сок. И не шутя, выбирает отличные игры, вроде Minecraft, Space Engineers, Kerbal Space Program и Robocraft.
  • В чем мы чаще отказываем, так это в агрессивных играх. Люди, наблюдающие насилие, правда, становятся агрессивнее. У наших мальчишек это тоже заметно. Совсем без войнушек, конечно, не проживешь. Как ни крути – это увлекательно. Поэтому мы просто не предлагаем их первыми. Если дети сами выбрали, обсуждаем, правда ли игра так хороша. Если совсем нужно, загружаем, а дальше, как ситуация покажет. Играют и радуются – пусть продолжают. Начали рычать и злобно дубаситься подушками – тычем в это пальцем и обращаем внимание на подозрительную корреляцию.
  • Поскольку, мы не запрещаем многих штук «потому что, и баста!», то детского доверия не потеряли. Они к нашему мнению прислушиваются, а не отфильтровывают инфу при первых звуках родительского голоса.
  • Не запрещать и не ограничивать. У меня сложилось очень стойкое ощущение, что все скандалы вырастают, когда родители что-то запрещают и остаются глухи к любым детским возражениям. Целые дни запойного айпада случаются, когда ребенок отрывается за предыдущие дни запрета. Когда запрет ничем не обоснован и выглядит как родительский каприз, подчиняться ему мало кто хочет. Отсюда растет глухота к родительским увещеваниям и эскалация конфликтов.
  • Не запрещать – не означает отсутствие разумных рамок. Разумные рамки – это рамки, которые дети осознали и приняли. Дети не идиоты и понимают ужасно много (как еще они превращаются во взрослых). Может быть, родители плохо объяснили? Может быть, родительский вывод неверный, и стоит его пересмотреть? В обычном дне есть множество необходимых и приятных занятий. Кушать вкусный завтрак – приятно и полезно. Плавать в бассейне тоже неплохое времяпровождение, кто же будет расстраиваться, что дома остался айпад.
  • Не жалеть денег. Поразительным образом люди жмутся отдать 40 рублей за качественную игру. Ставят все, что есть бесплатного, и тем живут. Лень настроить способ оплаты? Конечно, бесплатные игры тоже бывают отличными. Но почему не оценить труд людей, производящих отличный продукт с хорошей графикой, сюжетом, программой, работающий без сбоев. Это ж цена одной мороженки. Реальные игрушки и развивающие кружки тоже, вроде, денег стоят.
  • Регулярно проверять предложение. Каждую пятницу выходят новые игры. Заходишь и гуляешь в восторге, как по книжному.
  • По поводу разделения одного айпада на двух детей. Я честно не помню, как мы решали этот вопрос. У нас точно было время, когда не у каждого ребенка было по айпаду. Но я не помню никаких проблем из того времени. Если напрячься, получается на меня и двоих детей был айпад, ноутбук и айфон. Все это происходило, когда младший был маленьким, следовательно – слабо ценил наличие отдельного устройства и виртуальный мир вообще. Примерно в 5,5 и 2,5 мы сделали подарок себе и детям, обеспечив личным айпадом каждого члена семьи. Кажется, можно было и позже. Младший Илья (ему почти 5) до сих пор ценит родительское участие куда больше, чем возможность уединиться.
В то время я ограничивала взаимодействие с айпадом временем и очередностью. Но вряд ли, в этом решение. С моей сегодняшней колокольни отсутствие запретов куда лучше предотвращает истерики и недовольства.

Крайне сложно понять это, пока не попробуешь. Даже не пытайтесь сказать, что мне так повезло с особенными, неконфликтными детьми. Они такие неконфликтные, потому что мы вместе проделали какую-то работу. В остальном эти дети – чистые полярности, какую черту ни возьми.

В любом обсуждении электронных устройств камнем преткновения становится вопрос здоровья. Как ни удивительно, перспектива слабовидящих детей с деградацией меня не прельщает. Вот к каким выводам привели мои непрофессиональные изыскания.

Жуткие времена защитных экранов для ЭВМ прошли, и современные устройства вовсе не так губительны для глаз. Хотя есть на что обратить внимание. Например, сухость слизистой оболочки глаза. Когда человек чем-то увлечен, он широко открывает глаза и реже моргает. Увлекательные занятия на интерактивных устройствах производят тот же эффект: мы реже моргаем, слизистая подсыхает, приходят усталость и покалывание. Избежать таких неприятностей помогут регулярные перерывы. Можно помочь ребятам и себе, поставив таймер. А можно оставить этот искусственный подход и просто насытить день интересными занятиями, читай – перерывами.

Следующая неприятность возникла, когда дети стали много читать. Никто не удивится, но зрительный аппарат, а именно хрусталик глаза растет вместе с ребенком. Младенцы видят близкие лица, а остальной мир для них размыт. Потом зрительный аппарат постепенно подстраивается к окружающему миру и учится видеть все дальше и дальше, устанавливается оптимальный размер линзы для фокусировки. Если в период формирования рассматривать только близкорасположенные предметы, то линза подстроится под такое окружение. И не важно, куда уткнулся нос, в книгу, планшет или розочку на диване. Поэтому регулярные прогулки и безбашенный дебош в открытом поле – наши друзья.


Вы, конечно, поняли, что я – большой друг цифровых технологий и электронных девайсов. Мне кажется, многие думают так же, но несколько смущены их репутацией. Надеюсь, наш опыт и небольшие открытия помогут многим извлекать из новых технологий пользу и не бояться вреда. Хорошо, что у всех нас есть здравый смысл и внимание, которые подчиняются нашей воле. А значит, можно взять это все в охапку и употребить во благо, забыв про занудство и открывшись радости. Ведь это так здорово – играть всей семьей и наслаждаться процессом. И это вовсе не означает, что нужно забыть про реальный мир. Его, например, можно здорово обогатить, перетаскивая идеи из виртуального. Прыгать героем Марио – это забавно, а можно нарисовать похожие приключения на асфальте и весело скакать самому.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
Интервью
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
«Купить шалаши-вигвамы-палатки» — так формируют свой запрос большинство родителей при поиске игрового жилища для своих детей. Не всегда это приводит к достойным результатам, потому что настоящие индейские домики называются ТИПИ. Или даже TEEPEE. И одним из лучших в производителей типи в мире можно без лести назвать Вову Гроза — мужа, отца, автора бренда TEEPEEKEE, который превратил свой опыт и любовь к дизайну в качественный продукт для детей.
Редакция