15 января
11333
0

Все в сад!

Светлана Пятницкая

Сегодня такие явления, как детский сад и журналы для родителей, которых пруд пруди в киосках Союзпечати — обыденны. А вы никогда не задумывались о том, кто решил выпускать педагогические периодические издания для родителей и какую цель преследовал этот человек? Я предлагаю вам заглянуть в то время, когда оба этих объекта были для родителей в новинку. Итак, середина 19 века...

Первый детский сад

В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Семейное воспитание в 60-е годы 19 века — первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание — священное право каждого ребенка.

Под правильным воспитанием в это время понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности, которое основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Удивительно, насколько актуально это понятие спустя полтора столетия!

Чем же обусловлен низкий уровень семейного воспитания, спросите вы. Дело в том, что государство вынуждало женщину как можно раньше покинуть пост матери и занять свое место у рабочего станка. Родители и гувернантки имели слабый уровень подготовки и скудный запас знаний в вопросах воспитания подрастающего поколения. По этим причинам были приняты решения об открытии специальных родительских кружков и курсов, яслей, детских садов и площадок, а также создании журналов.

В это же время, а именно 27 сентября 1863 года открывает свой первый детский сад в Санкт-Петербурге российский теоретик общественного дошкольного воспитания Аделаида Семёновна Симонович. Но чтобы дошкольное учреждение функционировало, в него должны прийти дети, не так ли? Для этого, в свою очередь, необходимо привлечь внимание родителей и усилить положительные стороны общественного воспитания. Учитывая конкретные условия России 60-х годов, когда еще не было создано даже настоящей народной школы, основоположник научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский считал, что детские сады пока еще «желательная, но малодоступная роскошь», что они доступны только для богатых. «И все же в столицах и больших городах, где можно устроить такой сад, необходимо его устроить по возможности скорее. В детском саду дети будут приучаться к общественности, играть вместе со сверстниками, уступать и помогать друг другу, полюбят «порядок, стройность, гармонию в звуках, цветах, фигурах, в словах и поступках».


Первый журнал для родителей

В поддержку открытия своего воспитательного учреждения в 1867 году А. С. Симонович издает первый журнал, посвященный вопросам дошкольного воспитания, и дает ему вполне логичное название — «Детский сад». В статье «Кто может быть воспитателем?» издатель озвучивает свою позицию: «Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни ребенка — мать; от матери исходит жизнь ребенка; от матери он получает первые ласки и улыбки; от матери он слышит первые звуки, слова и речи. Мать, будучи постоянно с ребенком, с самого рождения, знает лучше всех все его нужды, понимает его лучше и скорее других. Любовь детей к родителям, завязывающаяся таким образом, есть причина нравственного влияния матери на ребенка. Отец тоже воспитывает своих детей, но его влияние начинается позже материнского, с появлением сознания у ребенка; и чем старше делается ребенок, тем осязательнее становится для него воспитательное влияние отца.

В подрастании молодого поколения наступает такой период развития, когда, помимо нравственного влияния, взрослые должны знакомить его с теми усовершенствованиями ума, которые обусловились прогрессивным развитием человеческой мысли вообще. Тут оказывается необходимым, чтобы воспитание перешло из рук родителей к посторонним лицам, специально занимающимся передачей познаний умственных...».

«Родители! Стоит подумать о том, как окончательно уничтожить влияние прислуги и светских нравов на ваших детей. Возьмемтесь общими усилиями за общее дело!»

Естественно, что наиболее распространенной темой журнала стали вопросы, касающиеся открытия детских садов и их влияния на развитие ребенка: «Детские сады в России», «Приличие и воспитание», «О мерах распространения детских садов в нашем Отечестве» и др. Авторы говорили о вредном влиянии человеческих отношений в семье и приводили положительные аргументы в пользу детского сада: «...Родители, не видев полдня ребенка, гораздо снисходительнее к его шалостям дома, сами шалости являются реже: ребенку некогда шалить. Его занимают дома домашними предметами, которые ему наскучили бы, если бы он оставался целый день дома, он меньше бежит к прислуге. … Игрушки, надоедающие ребенку дома, когда он с ними играет целый день, получают для ребенка новую прелесть и новый интерес, когда он только полдня дома». Заканчивались статьи следующим призывом: «Родители! Стоит подумать о том, как окончательно уничтожить влияние прислуги и светских нравов на ваших детей. Возьмемтесь общими усилиями за общее дело!»

В статье «Кто воспитывает в семействе» редакция укоряет матерей богатого сословия за пассивность и перекладывание своей ответственности за воспитание детей на нянь и кормилиц; матерей бедного сословия — за недостаток знаний педагогического характера; матерей бедного сословия, которые в силу своего социального положения вынуждены трудиться, оставляя своих детей дома, — за произвол судьбы детей. Редакционная статья подводит следующий итог: «Европейская цивилизация изменила ход жизни. У женщины отнята вся ее деятельность в семействе. Мастерские перешли в фабрики, и воспитание тоже специализировалось».

Отдельные статьи «Детского сада» были посвящены положительным и отрицательным сторонам выбора няни для детей, например: «Один час с няней», «Выбор няни» и др. Авторы статей приходят к заключению: «Мы убеждены, что когда няни маленьких детей будут более образованны и развиты, нравственная испорченность, болезненность и даже смертность между последними уменьшатся настолько, насколько в настоящее время явления эти зависят от дурного ухода и от непонимания дела воспитания».

Наряду с пропагандой детских садов, содержанием статей стали общепедагогические вопросы: «Как должно наказывать» (1867), «Ложь детей», «Любовь к нашим детям», «Детский плач», «Гости и дети», «Искусственное вскармливание» (1867), «Об обучении маленьких детей иностранным языкам» и др.

В каждом номере имелся раздел «Чтение детям» с рассказами, потешками и пестушками, например: «Из жизни. Что может сделать родитель для своих детей?»

В качестве национальных ценностей семейного воспитания учеными того времени были названы религия, труд и произведения народной культуры. Вопросы, посвященные духовному скреплению семьи посредством религии, не были освещены в статьях периодических изданий.

По всей вероятности, это произошло в связи с развернувшейся борьбой с религией в первые десятилетия 20 века. Произведения же устного народного творчества нашли отражение на страницах журнала. В каждом номере имелся раздел «Чтение детям» с рассказами, потешками и пестушками, например: «Из жизни. Что может сделать родитель для своих детей?» (1869).

Вопросы значения труда, который объединял семью психологически, также нашли отражение в содержании статей «Детского сада»: «Игрушки маленьких детей», «Педагогическое значение подвижных игр» (1867); «Детские игры и игрушки», «Подвижная игра в семье и школе» (1902), в которых подчеркнуто положительное значение труда в семейном воспитании и его влияние на развитие содержания игры: «Все, даже приверженцы детских садов, и мы в том числе, убеждены, что лучше хорошего семейного воспитания ничего не может быть, что самое нормальное воспитание — есть воспитание в трудящейся семье».

Перед нами также статья «Семейные праздники» (1902), в которой подчеркнуто значение положительного отношения к продукту детского труда: «Подарок может иметь смысл и значение только тогда, если он добыт личным трудом и искусством. Если дети видят, что их подарки ценятся и не считаются ненужными и непригодными, такое отношение поощряет их труд и усилия».

На страницах журналов были раскрыты идеи ученых-педагогов об исключительном значении матери для ребенка. Но, наряду с этим, часто звучал вопрос о ее дееспособности в воспитании детей: «Воспитание матерей», «Беседа с одной матерью» (1867); «Заметка о матерях» (1902). Авторами выдвигается несколько причин, осложняющих воспитание: отсутствие у матери таланта и силы воли, а также отсутствие подготовки и опыта для выполнения своих трудных обязанностей: «Не всякий мужчина может личным своим трудом содержать семью. Соответственно мать ищет заработка. Женщина чувствует потребность пополнить свои знания».

Наряду с другими аспектами семейного воспитания, в статьях обсуждался вопрос введения специальных курсов для матерей: «Прежде, в другие времена, когда мать предавалась жизни своих детей, всякая девушка обучалась воспитанию в своей же семье. Видя, как мать воспитывает своего ребенка, и постоянно присматриваясь к жизни семьи, действительно разнообразной, дочь выучивалась тому же самостоятельно».

Одним из условий изменения сложившейся ситуации, по мнению авторов, является устройство искусственной школы для матерей. Вторым условием следует самостоятельное положение женщины в семействе: «Если женщина, выходя замуж, будет предварительно воспитана в «заведении для матерей», то конечно, в ее семье не может быть разлада, ибо она нравственно и умственно будет равна мужчине и его грубые слова будут постоянно смягчены образованной и самостоятельной матерью». И заключительным условием является нахождение нужной поддержки в обществе и преимущественно в общественных воспитательных заведениях: «Инициатива в таком деле должна была принадлежать или всему обществу, или частным лицам, владеющим средствами и познаниями».

Актуальными остаются слова И. Белова из статьи «Из жизни. Что могут сделать разумные родители для своих детей»: «Помните, что семейная жизнь полагает в детях закваску. Дальнейшая жизнь для ребенка только занимается процессом образования продукта, но составные части закваски не изменяются. Какова закваска, таков и продукт. По несложным законам жизни и природы иначе и быть не может».

Получается, что в период с 1861–1917 гг. наше государство требовало от родителей воспитания человека, для которого национальные идеалы станут превыше всего. Вместе с тем педагоги говорили о том, что в развитии и самосовершенствовании личности ребенка главная роль принадлежит семье, и только через семейное воспитание он может прийти к человечеству и Богу. По этой причине ученые рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Нравственное поведение взрослых являлось образцом для подражания детей, поэтому в издаваемых журналах были изложены взгляды ученых-педагогов, прежде всего, в помощь родителям в воспитании всесторонне развитой творческой личности.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com