09 января
1369
0

Настольные игры, помогающие учиться. Часть 2 — русский язык

Яна Мороз

Если игр на развитие навыков счета или умножения много, то про правила русского языка такого сказать нельзя.
Есть игры на изучение букв, на чтение на начальном уровне. А вот таких, чтобы изучать легко и играючи правила грамматики, почти нет.
И очень здорово, что нашелся человек, который решил это исправить. Речь идет о Татьяне Барчан и играх издательства «Ребус».

Все эти игры в основном рассчитаны на взаимодействие «родитель — ребенок» или на игру взрослого с несколькими детьми. Все игры этого обзора — для детей, умеющих читать.


Орфографический этюд

Игра-лото учит подбирать проверочные слова к парам слов с безударной гласной, похожих по звучанию, но разных по смыслу.



Правила: участникам раздают большие карты, на которых написаны проверочные слова с выделенной проверяемой гласной. Ведущий зачитывает словосочетание с маленькой карточки, делая акцент на слове с пропущенной буквой. Для этого слова надо найти проверочное на большой карте и накрыть его маленькой карточкой со словосочетанием. Когда все слова на большой карте закрыты, начинается проверка: все маленькие карточки надо перевернуть обратной стороной. Если словосочетания подобраны правильно, получится картинка, в сюжете которой будут угадываться проверяемые слова.




Спасти безударную

Это интересное домино с проверкой учит определять правильную безударную гласную, подбирая проверочные слова.



Правила в этой игре — как в домино: каждому раздается по 5 карточек, остальные — «Базар». На стол выкладывается одна карточка с пропущенной буквой в слове. Следующий игрок подбирает проверочное слово и определяет пропущенную букву. Теперь нужно выложить свою карточку, на которой нарисована нужная буква в спасательном круге. Если канатики на карточках домино совпали, то буква подобрана правильно.


Орфографический фоторобот

Игра-лото учит подбирать правильные звонкие или глухие согласные в словах, где они не в сильной позиции.

У этой игры механика такая же, как и у «Орфографического этюда». В ней тоже есть большие карты, на которых изображены парные согласные, и маленькие карточки со словосочетаниями. Ведущий зачитывает словосочетание, а задача игроков найти карту с пропущенной в слове буквой и накрыть ее карточкой со словосочетанием. Когда все карточки разложены, их нужно перевернуть. На обратной стороне каждого поля будет изображение робота. Если буквы подобраны правильно, руки у робота будут сверху, а ноги снизу, если порядок нарушен, значит, буквы подобраны неправильно.

Непроизносимые согласные, или привидения в...

Игра-бродилка с заданиями учит определять, есть ли в слове непроизносимая согласная и какая, а так же подбирать проверочные слова.

Правила: игроки ставят фишки на поле, рядом кладутся карточки-указатели: с буквами т и д или пустые.
В свой ход игрок бросает кубик и двигает фишку на выпавшее количество шагов. Если фишка приходит к слову в рамке, нужно прочитать его, подобрать проверочное и определить, какой указатель выбрать — с буквой т, д или пустой, если в слове нет непроизносимой согласной. Если перевернуть указатель, стрелочка на обратной стороне указывает путь: при правильном ответе продолжаешь идти по желтой дорожке, при неправильном выборе возвращаешься назад по синим следам и пропускаешь ход. Побеждает тот, кто первым доберется в школу.

В этой коробке спряталась и вторая игра — лото. Механика такая же, как и в других играх-лото: большие карточки раздаются игрокам. Ведущий показывает маленькую карточку игрокам той стороной, на которую нанесено слово с пропущенной буквой, и зачитывает его. Игроки находят на своих карточках проверочное слово и кладут на него маленькую карточку, переворачивая ее. Если слово подобрано правильно, то с одной из четырех сторон составится правильно написанное слово. На обороте карточек изображены приведения, соответствующие проверяемым словам, они могут подсказать слово. Но тут надо быть внимательным: мой сын впервые увидел слово «завис...ливый» и на обороте привидение, которое что-то замышляло. И сказал, что проверочное слово «зависать», а привидение зависло :) А значит, и буквы пропущенной там нет. Проверка, конечно, показала, что это не так. Такие понятия сложно изобразить, и это побуждает взрослых больше объяснять детям.


Мы с тобой одного корня

Это снова две игры в одной коробке. Одна на понимание и выделение корня слова, вторая — на разбор слова по составу.



Правила: в первом варианте игра похожа на лото — снова большие карточки с сюжетной картинкой раздаются игрокам, маленькие карточки со словами остаются у ведущего. Он зачитывает слова на маленьких карточках, и игроки забирают их, находя у себя родственные слова. Надо быть очень внимательным, так как в игре специально подобраны слова, схожие по звучанию, но не однокоренные. Когда все карточки расставлены по местам (они кладутся на белые поля на большой карте),их надо перевернуть. Среди букв и цифр на каждой карточке надо найти две такие же, какие есть на большой карте. Если их нет, это слово подобрано неверно. Пока играешь в эту игру, приходится задумываться о смысле и происхождении слов, я для себя открыла много интересного. Второй вариант игры подходит тем детям, которые уже знакомы с правилами морфемного разбора слова. Игра-лото: используются обороты больших карточек, на которых изображены схемы морфемного разбора слов и карточки со словами. Либо ведущий раздает игрокам маленькие карточки и показывает схему на большой, либо наоборот, игрокам раздаются большие карты, и они забирают у ведущего карточки со словами, так, чтобы схема подходила к слову. Далее следует проверка по коду на обороте слова.


Чудеса во множественном числе

Игра-бродилка учит определять, есть ли множественная форма у слова в единственном числе (и наоборот) и создается ли она изменением окончания или же превращается в другое слово, даже не сходное по звучанию. Кроме того, она учит внимательно относиться к словам и их формам в зависимости от смысла: лист дерева и лист книги во множественном числе звучат по-разному.



Правила: здесь нужно по очереди кидать кубик и передвигать фишку. Как только фишка попадает на голубой кружок, игрок тянет голубую карточку со словом в единственном числе и называет множественное число этого слова, после чего ведущий проверяет его по табличке, к которой надо приложить карточку .
Если фишка попадает на розовый кружок, то игрок берет розовую карточку, на которой слово во множественном числе. Ему нужно назвать форму единственного числа этого слова, если она есть. Слова подобраны интересно, и в зависимости от их смысла могут получаться разные варианты. Чтобы вы не путались, слова проиллюстрированы картинками.

Все эти игры направлены не столько на результат в виде выявления победителя, сколько на процесс — приятное и полезное времяпрепровождение родителя и ребенка/детей.


Раз уж речь зашла о правилах русского языка и о том, как их доступнее и легче подать детям, не могу не отметить замечательные аудиоспектакли Натальи Манушкиной «Секреты русского языка». Правила русского языка программы первого и второго классов разбирают в виде беседы школьник Ваня Шишечкин и его наставник Мел Чернилыч Тряпкин. Мой сын очень любит слушать эти аудиоспектакли, потому что там веселые герои, даются интересные примеры, за ошибки не ругают, придумывают стишки, чтобы проще было запомнить. Сын даже диктанты, которые там даются, пишет сам с удовольствием.


Читайте также: 13 способов привить ребенку любовь к чтению.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com