31 декабря
20712
0

От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей

Кандауров Алексей

Главный редактор и основатель журнала «Полавкам»

Фотограф: Маргарита Новикова

«Купить шалаши-вигвамы-палатки» — так формируют свой запрос большинство родителей при поиске игрового жилища для своих детей. Не всегда это приводит к достойным результатам, потому что настоящие индейские домики называются ТИПИ. Или даже TEEPEE. И одним из лучших в производителей типи в мире можно без лести назвать Вову Гроза — мужа, отца, автора бренда TEEPEEKEE, который превратил свой опыт и любовь к дизайну в качественный продукт для детей.

Владимир Горз

Основатель TEEPEEKEE.COM

Привет, Вова!

Привет, Леш!

Наконец пришло время рассказать о твоей истории нашим читателям. Давай начнем с самого начала. Почему типи? Вообще, почему после стольких лет дизайна и руководства ты решил заняться производством декоративных детских шалашей?

Все началось, когда у меня родилась первая дочь Майя. Тогда мы с женой не смогли найти балдахин, искали в интернет-магазинах по всему миру и даже Икеа в тот момент не помогла. Чуть позже я наткнулся на изображение вигвама, а вернее типи — это настоящее название индейского переносного жилища индейцев. Сохранил себе эту картинку в лист желаний и на какое-то время забыл. Потом родилась вторая дочь, и я опять искал какие-то штуки в квартиру. Хотел что-то девчонкам купить. Я тогда был подписан на ребят из Новой Зеландии. Мне нравились их типи *на тот момент*, ткани казались интересными опять же *на тот момент*, и я не обращал внимание на детали. Жена потом подсказала, что есть еще какие-то российские ребята, но западные мне понравились больше. В общем смотрел я, смотрел, и как-то вечером стрельнула мне в голову идея, почему бы не взять и не сделать дочкам типи самому? Потом промелькнула мысль: почему бы не делать их для всего мира? А еще через пару секунд уже зародился вопрос — почему бы не сделать бренд? Примерно за час я написал бизнес план. Придумывая нейминг, я рылся в названиях народов, племен, изучал имена, думал, как обыграть. Остановился на «Типи фо кидс». Потом откинул лишнее и перешел к ТипиКидс, а потом подумал, что было бы прикольно TEEPEEKEE — обожаю повторения! Зарегистрировал все домены, которые, к счастью, оказались свободными. Это и стало началом нашего бренда!

Тогда же продумал маркетинг, сразу написал тебе и создателям нескольких фестивалей — FSP, ULICHNAYA EDA/Киев. Продвигаться решил не как «мамочки», как бы это грубо не звучало. Выводить бренд решил участвуя в фестивалях, при помощи популярных блогеров и известных площадок, и с целевой аудиторией, и семейно-интерьерным направлением. С помощью какого-то шоу! Помог минский фестиваль ФСП (фрики самер пати). Мой знакомый был организатором, и я написал ему часа в 4 утра: «Дэн, есть идея, что думаешь?» Ему очень понравилось. Он мне сказал: «Давай, сделаем кобрендинг!», — у него были на примете крупные партнеры типа Данона, они меня месяц в итоге мурыжили. Тогда я за один вечер сделал логотип, потом сшил один типик, чтобы понимать, как и что. Сделал сначала каркас из бумаги, потом сделал из картона, померил все в масштабе 1:10. Собрал 5,6,3 и 4-гранные модели типи. У меня на тот момент не было никого кто шьет. И я начал вспоминать, кто же может с этим помочь. Вспомнил про ателье, в котором я подшивал джинсы, шторы. Обратился, им стало интересно. Первый типик тестировали на пикнике у брата. Поставили типи, палки (они тогда были толстые, брат заказал у знакомого). Я на этом прототипе увидел все минусы: низкий вход, морщилась ткань (из бязи). Я сразу понял, что нужно делать из более плотной ткани, но при этом хотел, чтобы ткань дышала, ведь речь идет о детском комфорте.

Ты этим занимаешься один или вместе с женой? Крис участвует в процессе?

Крис помогает с логистикой, у нее есть машина. Помогает мне ездить к мастерам, портному, швее… Ребята тут привезли ткань из Литвы. Вот, положил в машину, она завтра отвезет.

Слушай а сколько вообще компаний на рынке, ты считал?

Не-а. Может быть, это слишком амбициозно и нагло, но когда мне говорят, что кто-то мой конкурент — я говорю, что у меня нет конкурентов. Хотя, спустя год, наш бренд уже пытаются копировать. Копируют в плане подачи. Помнишь, ты мне сказал: «Вова, надо выделяться сервисом, а не дизайном, тебя скопируют сразу». Тьфу-тьфу-тьфу, пока не смогли. Мои типи очень дорогие: только 4 палки стоят как вигвам у конкурентов. Я покупаю ткани испанские, итальянские, совмещаю с белорусскими. Но об этом потом.

Я понимаю, что у тебя очень качественный продукт, но ты же начал не первый.

Вообще, нет.

Рынок был создан до тебя и, наверное, у ребят, твоих конкурентов, были нормальные, стабильные продажи.

Конечно. Но я не смотрел на Россию — только на Запад.

Ты конкуренцию не ощущаешь сейчас? Идешь своим курсом и ни на кого не смотришь?

Я пока туда не вышел, но закинул удочки.

На другие рынки?

Да, на европейские. Написал организаторам датской выставки CIFF. Крутейшая выставка, на которой представлены самые популярные бренды: MiniRodini, Diesel и другие европейские и мировые бренды. Есть еще CIFF кидс, на котором выставляются аксессуары и игрушки. Я вижу, как представлены детские товары и понимаю, что мое качество выше. Мои типи — это Стоки среди всех вигвамов и типи.

А ты думал продавать большими партиями через сети?

Пока нет, полгода назад писал кому-то, но мне не ответили.

С датского фестиваля есть выход на таких партнеров?

Пффф, да конечно! Я хотел принять участие уже в следующем феврале. Но есть одно но: там участвуют компании которые зарегистрированы в Европе. Возможно, придется в Литве регистрироваться. Но это слишком сложно, а у меня еще три других проекта — я просто не успеваю в этом разобраться. Кроме того, для участия мне нужно еще совершенствоваться, так как у меня даже стенда нет. На последнем Ламбада-маркете мои типи из-за этого выглядели как оформление самого маркета, что не очень хорошо — были плохие продажи. Но многие приходили и удивлялись отличиям и качеству. Говорят: «Ничего себе! Так у вас по-другому!»

Давай как раз продолжим. Что там у вас по-другому и чем ваши модели отличаются от моделей конкурентов?

В самом начале даже моя жена говорила, что нужно купить какой-нибудь готовый детский орнамент с совами. Но я дизайнер с определенным вкусом и изначально наметил, что это будет интерьерный стильный предмет. А интерьер с совушками — это масс-продукт и немного не наше. Я был нацелен на премиум-сегмент. Вообще, я уверен, что мои типи стоят еще дороже, чем я их продаю. Во всем мире продукция, которая по уровню примерно как мой первый типи, сейчас стоит около 250$. А у нас комплект стоит в районе $200 (примерно 12 000 руб.).

А продажа одного типи сейчас окупает затраты на его создание?

Да, причем я не делаю 300% накрутку, выхожу постепенно. Раньше стоил 100$, теперь 125$. Одна палка сейчас стоит 8$ в производстве.

А что особенного в твоих палках?

Первое: сейчас делаем из ясеня. У меня эксклюзив с определенной толщиной — 2,8 см из первоклассного дерева без сучков. Первые дубовые были с сучками, как мне потом объяснили, вообще из каких-то отходов. Я этого не знал, покрывал их тунговым маслом и был счастлив. Еще мне заливали в уши, что отверстия, которые я придумал, невозможно сделать в этих палках фрезером. Но оказалось, что возможно, хотя и сложно. Это вторая уникальная деталь, которой ни у кого нет! Это не какие-то дырки от дрели, в которые просовываются тонкие нитки, а потом обматывается много-много раз и не всегда держатся. Это я намекаю про «конкурентов», которые просто бамбуковые палки обвязывают ниткой. Что касается самого дерева — ясень очень красив текстурой. У нас уже 10 расцветок с экологически-чистыми покрытиями, которые позволяют отлично выявить структуру дерева. Кроме того, мы делаем браширование, с помощью которого выбиваем из палок мягкие ткани. Я хочу, чтобы дети и родители смотрели на наши палки и хотели их потрогать. Это как айфон среди всех типи. Качественный продукт, фурнитура, пуговицы а-ля клык медведя. Можно почувствовать себя Леонардо Ди Каприо из фильма «Выживший». Если говорить о тканях, то, к сожалению, не получается всё покупать в Литве: там они дорогие — 5-7 евро за метр самой дешевой ткани. А я даже покупаю ткани по 40 евро за метр для вставок в этнические типи. Возвращаясь к уникальности наших типи: я изначально выбрал недетский сегмент. Вернее европейский детский, скандинавский. Такой «минимал». Дизайнерское прошлое во мне кричит, и я делаю то, что мне нравится. Поэтому я выбрал дизайн не для деток: несколько стильных расцветок и этническая линия.

Кстати, насчет этнических, какие интереснее делать: с современным дизайном или с этническим?

Ты знаешь, я вообще люблю то, что я делаю, а то, что не делаю — я не люблю. Мне интересно делать как современный дизайн, так и Этно-Нейтив, как я назвал новую коллекцию. В ней будет много разных типи, они все будут уникальны: я сам рисую орнаменты. Становлюсь вечером и рисую реально уникальный принт, меня это очень вдохновляет. Раньше я использовал ткани из «Икеа» для некоторых моделей, но вскоре они сняли с производства те ткани, что мы использовали для наших типи. Для меня это оказалось 30-секундным шоком. Что делать? У меня нет ткани. А потом думаю: да и пофиг! Придумаем что-нибудь. Нашли испанскую ткань, и на ее основе сделали новую линию «Лайни». После закончилась и она. Я подумал: «Да что такое!» Но решил делать этнические со вставками из гобелена и итальянской ткани. Они тоже могут закончиться, но я уже не боюсь, так как начал рисовать сам. Я боялся начинать, думал: «Блииин, сейчас сделаю мазок, и мне не понравится». Но я сделал, показал жене, и Кристине понравилось. Через пару дней, после того как я сфотографировал первый этно-типи, у меня его купили. Сказали, что нужен именно этот.

Что касается уникальных орнаментов: ты используешь какие-то настоящие индейские формы, фигуры, орнаменты или придумываешь заново?

Придумываю сам, но вчера решил, что нужно полезть и посмотреть. Не буду срисовывать один в один. У них же не было стандартов — рисовали то, что видели. Сходили на охоту, вернулись и нарисовали оленя, которого хотели добыть или добыли. Рисовали события. Была гроза, рисовали бурю и тд. Мои типи уникальные и на последнем маркете ни у кого не было вопросов о настоящести.

То есть у тебя каждый этнический типи отличается от другого совсем?

Вообще. Да. Например, я тут черный покрасил — он вышел очень крутым. Те, кто его видел, просто поражались! Но, к сожалению, не все берут на выставки такие большие деньги. Не готовы к дорогой покупке. Но потом возвращаются, запомнив качество.

А ты считал, сколько у тебя получилось моделей за это время?

Около 15 моделей.

То есть 15 за все время? А сколько доступно одновременно для покупки?

Все. У меня многие спрашивают, какие сроки изготовления? Я говорю — готово! Модели всегда готовы, потому что мы инвестируем в будущее. Я не люблю ждать. Хочу — покупаю. Если приходится долго ждать, то желание может пропасть. Поэтому я действую по принципу «покупай сразу» и даю такую возможность нашим клиентам.

Они получается собранные у тебя лежат?

Ткани отдельно, палки отдельно. Около 15 типи стоит собранные.

А на заказ не делаешь?

Не делаю, принципиально. У меня был опыт, с Юлей Кильдишовой (@kildishova). Оказалось, что мы соседи и живем в соседних домах! Одним из маркетинговых ходов я выбрал продвижение с помощью популярных блогеров, так как у них большая аудитория, а это — возможность рассказать о бренде многим. Мы решили не упускать шанс и сделать что-то вместе. Она согласилась и нарисовала свой дизайн. Почти год мы тупили, потому что она хотела немного не то, что мы обычно делали. Даже мои портные сказали: «Вова, зачем тебе это?» В итоге мы не сшили типи, который она придумала. У меня появилась клевая ткань, которая подходила для ее интерьера. Мы связались, поговорили, и я привез. Она сфотографировала, и на следующий день у меня уже было 150 сообщений в директе. 3,5 тысячи лайков на фото с моим типи в ее аккаунте. Хочу сотрудничать и дальше, но пока больше не с кем. У нее есть вкус, она фотограф и делает акцент на интерьере. Поэтому это сработало. Людям важно понимать как наши типи будут смотреться в доме, и когда они видят, как типи живет в красивом интерьере, случается химия и нам пишут: «хотим такой же типи...)». Точно такой же, с таким же ковриком. Хотя у Юли был коврик неподходящего цвета, я потом принес ей другой. Но все хотят именно такой, как у Кильдяшевой.

Вернемся к бизнесу. Сколько сейчас человек на тебя работает именно в типи бизнесе?

Смотри, во-первых, я у себя сам один. У меня нет цеха. Я не арендую пространства для производства, я обращаюсь в ателье, в котором шьют мои портные. У меня один портной и одна швея. Они специалисты по пошиву мужских костюмов, они чувствуют качество, и мне это очень нравится. Изначально конструкция была придумана мной, но доработана ими с точки зрения технологии, так как я в этом ни бумбум. Я считаю их сотрудниками, даже хочу устроить мини-корпоратив в честь года нашего бизнеса. Наверное, жену тоже можно считать. Но рулю всем я, по сути же, нас четверо. Производство дерева не беру в счет — это еще один человек. Дерево, шитье тканей, маркетинг, закупка материалов, управление и финучет на мне. Жена — логистика.

Больших подрядчиков нет?

Пока нет. Есть предложение от огромного производства: «Володя, вези нам ткани, мы сделаем тебе 40 типи за один день и дешевле» — а я боюсь. Боюсь за качество. Даже у нас новые ребята в ателье делают ошибки, я три раза к ним ездил, указывал на брак. Поэтому я на это предложение отвечал: «а брак бывает?». «Бывает», — говорят. А я говорю: «Это пугает». По сути, я содержу ателье, отшиваю в месяц 20 типи, они закрывают все свои расходы по аренде. При этом я не рискую ни арендой, ни простоем людей. По сути, я менеджер, маркетолог и дизайнер.

Но ты постоянно улучшаешь качество моделей?

Не постоянно. Мы достигли определенного качества. Изначально у нас были пятипалые и четырехпалые. Мы остановились на четырехпалых. Пятипалые у нас раньше все были с завязками, а четырехпалые все или с пуговицами, или с клыками. Это очень удобно. Больше пока не совершенствуем, только палки. Мы совершенствуем цветовую гамму. Сейчас, вот, дали один с синевой, а другой — вишнево-розовый. Но я, кстати, купил ткань с розовыми зигзагами, и эти палки идеально подошли. Сегодня как раз купили!

На отзывах сказывается улучшение качества? Можно сказать, что стало больше позитивных отзывов?

Отзывы только положительные и это не может не работать: Если раньше в 1-2 месяца была одна продажа, то сейчас вот было 6 продаж в неделю! Я, конечно, хочу продавать 50-100 типи в месяц, но это совсем другие масштабы производства. Другие обороты и рынки. Пока мой рынок — это СНГ, и как ни смешно, большинство из Минска. Гомель, Брест, Москва и Питер тоже покупают. Отзывы очень приятные. На той неделе продал типи девушке, которая писала мне полтора месяца назад, но я тогда не заметил ее сообщения. Она до сих пор шлет мне комплименты.

Вопрос про сопутствующие товары, то чем ты последнее время начал заниматься. Расскажи о своем фанатичном подходе и в этом направлении тоже.

Смотри, ну это не совсем новое, оно было задумано с самого начала. Но пришел я к этому через год. Это, в первую очередь, подушки. Хотя коврики мы тоже сделали не сразу. Но на встречу «Полавкам Клаб» мы приезжали уже с ковриками. Сейчас без ковриков уже не продаю, так как это комплект. Иногда миксую цвета. Например, сине-бежевые полоски типи, благодаря совету клиентки, мы удачно скомпоновали с золотым ковриком. Это оказалось идеальное сочетание для этого типи! При этом я изначально задумывал и типи, и ковры, и подушки, и даже мебель. Но мебель — это следующая стадия. Подушки делали месяца три. Сначала сделали квадратные с белой планкой и брендированием. Сшили с пятого раза — мне хотелось определенной толщины ободочек, планку там или там, логотип в нужном месте. Сделали, в итоге, квадратные. Я подумал еще месяц и сделал треугольные подушки, чтобы были похожи на типи. Подумал: «Ну скучно! У всех есть прямоугольные подушки, а мы сделаем уникальные». У меня есть логотип на всей продукции. Сейчас все на западе размещают ярлычки. Но я поступил вообще нагло и разместил логотип прямо над входом типи. Мне еще говорили: «Ты знаешь, что люди не любят носить бренды?» У меня наоборот принцип такой, чтоб моим брендом гордились. Чтобы люди советовали его друзьям. Поэтому и на подушках есть логотип. Подушки получились очень эргономичными: один угол под головой, другие под плечами. Малышки мои обнимают их и засыпают. Однажды я просыпаюсь и вижу вообще супер-милую картинку: у меня на подушке на одном углу лежит головой одна дочь, на втором другая, а на третьем жена. Это был такой кайф! Вообще с подушками и маркетингом все еще в самом начале. Фоткаю их сам, но покупают сразу и расплываются в комплиментах. Идеальная форма и идеальная толщина. Мы наполняем фабертеком и подушка принимает форму головы. Обсуждаем сейчас с дизайнером минским — я бы хотел сделать детский рюкзак Типики.

Рюкзак это сложнее, мне кажется.

Да, но это клево! Я хочу делать рюкзаки и детские набедренные сумки. У меня уже есть эскизы и идеи. Пока мы делаем подушки, коврики типи и постеры. Уже думаю насчет одеял и покрывал.

У тебя есть план как масштабировать производство? Ведь типи это достаточно нишевая штука.

Да, причем мы же, кажется, с тобой еще давно говорили, что «Лучше не распыляйся», но я понял, что «нераспыление» — это как раз и есть сопутствующий товар. Я заполняю детское пространство. Я привез две подушки — третья подарок. Клиент доволен, я счастлив, моей продукцией заполнена вся детская. Я как айфон, я подсаживаю людей. Им нравится качество, так что, когда я выпущу игрушку, они тоже, наверняка, придут. У меня, конечно, не айфон, который нужно обновлять каждый год, более долговечная штука.

Ты можешь продавать дополнительную ткань.

У меня были идеи тематических типи, например новогодние. Но сейчас я немного отвлекся от этого. Может судьба меня отталкивает от того, за что я принципиально не хотел браться.

Расскажи о фестивалях. Какие-то сам организуешь, в каких-то участвуешь. Как это помогает, и зачем вообще нужно?

Это был один из моих маркетинговых шагов, я изначально планировал участвовать в фестивалях. ФСП был реально клевым, я сделал там индейский городок из 6 типи. Это стало моим первым выступлением в такой сфере. Я, по сути, был аниматором. За день через меня прошло около 400 детей. Но я справился, и мой спот был одним из самых ярких, как говорили посетители. Из-за фестивалей я в том году очень устал. Начал в июле и до сентября поучаствовал в трех фестивалях, потом был Полавкам Клаб и другие. Фестивали — штука хорошая. Работало в первый год как узнаваемость бренда — мои повязки из бумаги и картона с логотипом типи были на всех фотографиях. ФСП очень много дал, такой хипстерский фестиваль с людьми которые понимают, что они едят, во что одеваются. На фестиваль «Уличная еда» я ездил несколько раз, но понравился только первый, на котором у меня было 50 квадратных метров газона. Фестивали — это реклама и пиар. Охват есть, но участие мне не дает почти никаких продаж. После фестиваля покупают, даже после Полавкам Клаба покупали. Но сейчас, когда мне присылают приглашение на Сизонс и Ламбада маркет, я всегда выбираю Ламбаду. Мне нужны только маркеты, а не фестивали, где меня воспринимают как аниматора, как будто типи я у кого-то взял. Лучше всего работают инстаграм, качественные фотосессии, участие в маркете и блогеры.

То есть на Фестах просто знакомство с брендом, контакт.

Да, даже на собственных фестах, например фест Букидс, который мы делали. Я понимаю некоторых игроков, которых я приглашал. Я знаю, что это фортуна: либо продадите либо нет, 50/50.

Какая самая свежая расцветка типи нас ждет в ближайшее время?

Конечно Этно-Нейтив разных цветов! Ну и будем продолжать дальше. К новому году подготовили эксклюзивные праздничные модели, но тоже не чисто на Рождество, а чтобы могло стоять и просто радовать глаз весь год.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com