13 ноября
2070
0

13 способов привить ребенку любовь к чтению

Мария Зорина

Выпускающий редактор раздела «Книги»

«Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела», — Аддисон Джозеф.

Мы выросли в стране, в которой читали практически все. Времена меняются, поколения сменяют одно другое, а мы все так же через чтение получаем львиную долю информации. Недаром многие талантливые и успешные люди высказывались о чтении с уважением.

Теперь и у современных родителей стоит вопрос: как же привить любовь к чтению у своих детей? Что нужно сделать, чтобы ребенок читал и читал с увлечением? Наверняка, каждый будет отвечать на эти вопросы самостоятельно вместе со своим ребенком, но мы хотели бы предложить вам несколько проверенных способов. Как известно, теоретические знания частенько отличаются от эмпирических, поэтому мы в этот раз не будем использовать книжные знания, а обратимся к личному опыту.


Яна Мороз

Многодетная мама

Мой сын Костя в свои 6,5 лет очень любит читать и делает это буквально все свободное время. Читает много, вдумчиво, выразительно; если вслух, то хорошо запоминает прочитанное, любит перечитывать понравившиеся главы и книги. Если его сильно что-то впечатлит, то пересказывает близко к тексту или вообще цитатами из книг.

Мне часто задают вопрос, как мы добились этого, что делали. Я отвечаю на него уже примерно год или даже чуть больше. Поделюсь своими умозаключениями на этот счет и отвечу, как же сделать так, чтобы ребенок полюбил читать.


Cамая правильная позиция взрослого — это не настраиваться на результат вообще

1.

А вы сами любите читать? Если да, то смело можно переходить к следующему пункту. Вы же не думаете, что будет легко научить ребенка тому, чего вы сами не любите? В нашей семье все книгоманы. Все любят читать, и читают много. Дети видят это, и для них это естественно. Если вы читать не любите, то привить ребенку любовь к слову все равно получится, я совершенно уверена. Личный пример, на мой взгляд, дает в этом деле огромную помощь. Это ответ на вопрос: «С чего надо начинать?».

2.

Слушайте ребенка! Следите за его интересами. Примерно с 2,5 лет мои дети очень тянулись ко всему новому, трясли меня: «Мама, давай что-то поделаем, позанимаемся, поиграем». Они с радостью узнавали буквы и буквально рвались их запомнить. Если ребенок проявляет к чему-то интерес — это бесценный дар, который надо сохранить, развить, дать ему питание, чтобы на благодатной почве выросло знание или навык. Если же ваш ребенок не хочет учить буквы, а складывает камешки и пересчитывает их, если он разглядывает травинки и смешивает цвета, не стоит мучить его алфавитом. Чутко прислушиваться к ребенку — вот ваша главная задача. Когда я заметила интерес детей к буквам, я распечатала алфавит и повесила над обеденным столом. Три раза в день они натыкались глазами на буквы и спрашивали про разные буквы, интересовались, где «их» буквы — те, с которых начинаются их имена. Это ответ на вопрос: «Когда начинать учить буквы?».

3.

Не торопитесь. Если ребенок не созрел, результат будет мало зависеть от ваших самых лучших и самых регулярных усилий. Мой сын учился читать с полугода. Я показывала ему карточки Домана с полугода до полутора лет, потом в два с половиной года он знал буквы, и начал пытаться складывать слоги, в три года и 11 месяцев он начал слоги узнавать, а в четыре начал читать по слогам. А понимать, что он прочитал, он начал только к четырем годам и двум месяцам. Два месяца он читал, не понимая: не узнавал в прочитанных звуках слово. Все это время (с двух лет до четырех) я играла с ним в чтение.

Зато моя дочь начала складывать буквы в неполных три года. А после трех уже могла прочесть маленькое слово, такое как кит, кот, дом. И она сразу понимала, что эти звуки значат. Правда, длинные слова ей и сейчас в 3,5 не даются: пока она дочитает до конца, начало уже забывает. Поэтому не торопитесь, пробуйте, играйте, но не ожидайте быстрого результата. Отличная игра для преодоления неузнаваемости слов — сделать задание с картинками и словами. Я клеила наклейки или рисовала картинки в столбик слева, а в столбик справа писала слова, значения картинок. Слова на уровень чтения и понимания вашего ребенка: оса, сова, дом, кот, кит и так далее. Ребенок читает слово и соединяет его с картинкой.


4.

К слову о результате: в процессе занятий со своими детьми я поняла, что самая правильная позиция взрослого — это не настраиваться на результат вообще. Не ждать, не проверять. Провожу всегда аналогию с мытьем ребенка: вы же с рождения моете его, не ожидая каждый раз, что вдруг в месяц или в три месяца или в год он начнет сам купаться? Вы знаете, что наступит время, и он будет совершать водные процедуры самостоятельно. Но моете вы его не для того, чтобы научить мыться, а чтобы он был чистым. Так и занятия: вы занимаетесь для того, чтобы было интересно и весело, чтобы развивался мозг малыша, просто чтобы хорошо провести время вместе. Не для того, чтобы ребенок быстрее научился читать. А чтобы это случилось тогда, когда он будет готов. Такое восприятие занятий гарантирует вам сохранность нервов и хорошего настроения у обоих. Это к вопросу о том, когда ждать результата, как быстро появится результат от занятий.

5.

Играйте в разное. Пусть ребенку не наскучат ваши занятия. Смотрите на то, что нравится ребенку. Моему нравились машины и поезда. Поэтому он катал карточки с буквами и со словами, мы делали из них лабиринты, слоги ездили у нас в вагончиках и надо было из них собирать поезда-слова, и так далее.

6.

Я за то, чтобы начинать обучать ребенка чтению рано. Да, я считаю, что имеет смысл пытаться заинтересовать ребенка чтением до 7 лет. Потому что в начале обучения чтению ребенок уже может читать пару тройку слов на страницу, но не больше. И вот семилетке, готовому воспринять уже «Волшебника изумрудного города», «Буратино» и даже «Алису в стране чудес», читать книжку, где «Вот Кот. Кот спит», совершенно скучно. Любовь к книге в этот момент может угаснуть именно поэтому. А большую книгу осилить малышу пока еще никак. Особенно если взрослые дома читают книги по интересу. Конечно, если ребенок еще не созрел, он не научится читать раньше времени. Но я считаю, что нужно готовить фундамент, это в ваших силах. Это к вопросу о раннем развитии.

7.

Очень хорошо, если взрослые читают детям. Считаю это обязательным, даже если у вас семилетка, отказывающийся читать самостоятельно по причинам, описанным в предыдущем пункте. Когда взрослые читают вслух, дети запоминают яркие образы, учатся выразительности, правильному произношению слов, развивают свое воображение, сближаются с родителями. Если вы, конечно, стараетесь, когда читаете, а не просто бубните :) Иногда, когда я видела готовность ребенка к сотрудничеству, мы читали по очереди. В зависимости от уровня чтения: ребенок первое слово, я — весь абзац; ребенок только маленькие слова из одной-двух-трех букв, а я — остальное; ребенок первое предложение, я — остальные в абзаце или читали по очереди абзац или страницу. Важно оставлять за ребенком право отказаться от этого, если ему не хочется, как и с другими играми.


Дети любят взяться за одну книгу и отложить. Начать другую, потом третью. Я пришла к выводу, что не стоит вмешиваться и заставлять дочитывать до конца.

8.

Старайтесь подбирать смешные, веселые книги и литературу на интересную ребенку тему. Ничего страшного, если он будет перечитывать одну и ту же книгу снова и снова — иногда даже до выучивания наизусть. Если он читает про себя, просите его время от времени читать вслух, читайте в лицах, по ролям вместе с ним, это улучшит выразительность чтения. Обращайте внимание на то, с какой интонацией можно прочитать ту или иную фразу. Лучше тренировать выразительность на хорошо известной ребенку книге, особенно когда он читает еще не очень бегло. Это о том, какие книги читать.

9.

Дети любят взяться за одну книгу и отложить. Начать другую, потом третью. Я пришла к выводу, что не стоит вмешиваться и заставлять дочитывать до конца. Возможно, ребенку просто та книга сейчас «не в тему», или трудная, или скучная. Я видела, как сын возвращался к книгам, которые раньше начинал и откладывал. Даже если какие-то так и не будут прочитаны, не стоит переживать: лучше так, чем отбить тягу к чтению. Какие-то книги, которые сын считал скучными, а мне они нравились, я сама вызывалась читать ему вслух. Я старалась изо всех сил, читала выразительно, как только могла, — и в итоге ребенок дочитывал уже сам. Не каждая книжка затягивает с первых строк :)

10.

Сделайте так, чтобы книга стала желанным подарком на праздник. Пусть он знает, что книга — отличный подарок, когда выбираете подарки другим. Обратите внимание ребенка на ту или иную книгу, которая может его заинтересовать. Спросите: «Ты бы хотел почитать такую?». Не покупайте сразу. Подарите на праздник. Восхищайтесь, когда он откроет обертку. Берите книги в дорогу, если едете на общественном транспорте. Сделайте привычкой коротать время в дороге за книгой. Читайте сначала сами, постепенно передавая эту честь ребенку.

11.

Я не пишу здесь про то, что нужно ребенка хвалить. Это, конечно, обязательно, на первых порах особенно. Радуйтесь искренне тому, что у малыша получилось сложить две буквы, потом все буквы слова, узнать слово. Но не забывайте: в какой-то момент стимул получить вашу похвалу за обучение должен уступить место восторгу от самого себя читающего. Только то, что нравится, что доставляет радость и удовольствие, будет делаться снова и снова, как во всем остальном, так и в обучении чтению. Вот и ответ на вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок любил читать?».


12.

Постарайтесь найти упражнения в чтении везде: минутное чтение вывески на улице, перекладывание буковок с их проговариванием и подобное.

13.

И еще. Обязательно запишитесь в библиотеку как только ребенок начнет читать, если она есть в вашем городе. То, что книжку надо сдать через месяц, подстегивает прочитать ее. Так же можно меняться с друзьями.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com