29 сентября
946
0

Валентина Иванова: «Ищи ответ, как ищет его ребёнок — или ищи ответ вместе с ним»

Светлана Пятницкая
Педагог-психолог

В честь праздника педагогов и сотрудников детского сада (27 сентября — день дошкольного работника), хотим познакомить вас с мыслями человека, который во время Великой Отечественной Войны стал воспитателем по стечению обстоятельств.

Опыт первых лет работы воспитал в Валентине Тарасовне привычку особого внимания к каждому ребёнку. В её дневниковых записях и практических зарисовках внимательный родитель найдёт много тонких наблюдений и «ключиков» к своему ребёнку.


Иванова Валентина Тарасовна
Воспитатель-новатор

1. Ребёнок постоянно получает опыт общения с теми вещами, которые его окружают.

Но это не обучение в прямом смысле. Я всё время задаю и решаю с ним эту задачу, и он сам ищет ответы. И отвечает мне. И вот такой поиск делает интересным процесс жизни.

2. С дошкольниками надо всё время играть.

Не приказывать, а убеждать игрой. На чём можно играть? На интересе. Если я найду ту точечку, которая в том или в этом заинтересует – так и дело большей частью сделано.


3. О любви педагога к детям рассуждают часто.

Но куда реже упоминают о том, что, может быть, более важно в его профессии: об уважении к детям.

4. Уважение, почтение – чувства, основанные на признании достоинств, высоких качеств, заслуг.

И мы должны их увидеть в маленьком человеке.

5. Мера уважения – степень нашей готовности приспособиться к уважаемой нами личности.

Насколько готовы мы по-особенному настраиваться на каждого? В этом суть уважения.


6. Что я должна сделать, чтобы быть способной уважать детей?

Научить их быть умелыми. Взрослого я уважаю за результат, а ребёнка за его путь к результату, потому важнейшая сторона моего уважения к ребёнку – умение научить его добиваться результата. Но научить не любой ценой, а с уважением к нему.


7. Научение маленьких детей не может быть прямым, не может идти «в лоб».

Оно должно сочетаться с «интригой», становиться своеобразным театром для детской жизни. Если я хочу, чтобы ребёнок что-то сделал, я должна так это сделать у него на глазах, чтобы ему самому захотелось.

8. Для успеха в деле ребёнок должен сам его задумать, подобрать подходящий материал, продумать порядок действий и выполнить его до результата.

Надо суметь повести ребёнка так, чтобы он сам догадался: «А я теперь знаю!» Вот в этом задача воспитателя. И результат у воспитателя возникает не по плану – а как «нечаянная радость».

9. Хорошее настроение — лучший рецепт против плохого поведения.

Не осуждайте малышей за плохое поведение, то есть за плохое настроение. Ищите тот шаг, который приведёт его к хорошему настроению, и поведение исправится.


10. Тем и увлекает наша профессия, что заставляет наблюдать, думать и решать.

Находить дорожки к детскому интересу, умению и уважению.


11. Вот в чём разница между учителем и воспитателем — тот напрямую учит, потому что ребёнок уже дорос.

А воспитательница должна всё время идти по узенькой тропинке: мне нужно, с одной стороны, помнить, что я должна дать нужные и верные знания, а с другой – чтобы ребёнок не понял, что я его учу. Ищи ответ, как ищет его ребёнок – или ищи ответ вместе с ним.


Валентина Тарасовна Иванова – один из самых знаменитых педагогов-новаторов, практиковавший индивидуальный подход к ребёнку (сегодня он называется личностно-ориентированной моделью воспитания, к которой стремятся современные дошкольные учреждения), соавтор педагогической технологии «Детский сад – Дом радости» (совместно с Н. М. Крыловой), ставший воспитателем ещё в блокадном Ленинграде. Многие годы сотрудничала с ведущими ленинградскими учёными-дошкольниками городского методического кабинета.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com