01 октября
4163
0

Лучший друг трехлетки: как воспитывать с помощью любимой игрушки

Светлана Пятницкая
Педагог-психолог

Собираетесь выйти на работу, но ребенок не отпускает вас от себя и ходит «хвостиком» по пятам? Подумываете о том, чтобы взять няню на время вашего отсутствия? Решили с осени отдать ребенка в детский сад, но наслышаны о трудностях адаптации? Эта статья научит вас, как эффективно привлекать любимую игрушку ребенка во время адаптации к новым условиям жизни. Также вы узнаете, почему следует уважительно относиться к ней; поймете, что делать, если такой игрушки у вашего малыша еще нет; а еще — убедитесь в том, что она может быть вашим незаменимым помощником в гармоничном воспитании и развитии крохи.

Когда на семинаре для родителей я просила вспомнить о своей любимой детской игрушке, с ними происходили поистине волшебные вещи: сосредоточенность на лицах сменялась светлой грустью, радость озаряла лицо, губы расплывались в доброй улыбке. Наверняка и у вас в детстве была любимая игрушка? Быть может, это тигр без одного зеленого глаза, кукла с волосами пшеничного цвета, которые можно было заплетать в косички и завязывать бантики; плюшевый медвежонок с сердечком в лапах; симпатичная мохнатая собачка с носом-пуговкой, длинноухий заяц в полосатых шароварах… Надеюсь, с ним у вас связаны самые приятные воспоминания и положительные эмоции.


Дональд Винникотт
Английский педиатр и психоаналитик

Что влияет на выбор любимой игрушки?

Есть родители, которые воспринимают игрушку ребенка как само собой разумеющееся, а некоторые — как проблему, которую надо искоренять («Повсюду таскает за собой обезьянку с оторванным ухом — разве это нормально?!»).

Оказывается, у Вашего малыша формируется привязанность к любимой игрушке. По силе она похожа на ту, что он испытывает к маме или другому близкому взрослому, который о нем заботится. Для ребенка важна именно эта игрушка, вся целиком, с ее размером, формой, строением ушей, длиной хвоста, лапами, даже запахом и текстурой. Для некоторых родителей выбор ребенка может казаться несколько странным: они бы никогда не предпочли такую игрушку. Порой для нас остается загадкой, почему малыш сделал любимцем конкретную вещь. Благодаря ежедневным наблюдениям, мы понимаем: с этим предметом у него связаны положительные чувства. Позвольте ребенку самостоятельно делать выбор, ведь так он учится «строить» свой мир. Такой вещью может быть не только игрушка, но и одеяло, сумочка, носовой платочек. Чаще всего тот предмет, который ассоциируется у ребёнка с самым безопасным местом на Земле — домом.

Что такое «переходный предмет» и как он связан с игрушкой?

В период от года до трех (все зависит от индивидуального темпа развития) ребенок перестает полностью идентифицировать себя с мамой и отделяется от нее. Появление такого предмета, который не является частью тела малыша и не является частью матери, свидетельствует о новом этапе в развитии ребенка. Ваш малыш использует свою любимую игрушку как объект, который придает ему уверенности в своих силах, как опору в развитии самостоятельности. Он уже готов делать что-то без мамы, но пока ему сложно совершать это полностью самостоятельно (например, засыпать). Получается, что в данной ситуации игрушка становится той самой необходимой опорой, которой ребенку может недоставать в отсутствии мамы. Таким образом, переходный предмет (именно так в своих научных работах называет выбранный ребенком любимый предмет английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт) — это предмет перехода от слитных отношений с мамой к самостоятельности.

Ребенок играется со своим любимцем самостоятельно, реализует с ним свои замыслы, воображаемые ситуации, ориентируясь на свои желания и возможности; он управляет действиями игрушки, что приносит ему радость и восторг.

Какая роль отведена любимой игрушке в воспитании ребенка?

Нередки ситуации, когда малыш не хочет засыпать без любимой игрушки; лучше кушает, если рядом на стульчике сидит его плюшевый друг; меньше капризничает, если на прием к педиатру берет с собой любимца; переживает, если того забыли в машине. Возникает справедливый вопрос: почему так происходит?

Для малыша мышонок значит больше, чем просто игрушка. Это одна из основ стабильности мира. Когда ребенок оказывается в новом месте, где много незнакомых ему людей и непривычная обстановка, ему может стать не по себе. Для вашего крохи все непонятно, и это вызывает в нем тревогу. Любимая игрушка пахнет домом и мамой, это знакомый и теплый объект, рядом с которым тревога постепенно угасает. Вместе с игрушкой ребенок чувствует себя увереннее; знает, что он не один: с ним есть верный друг! Многократно играя с ним дома, малыш переносит на любимый объект большое количество положительных эмоций. Эти эмоции создают чувство комфорта в различных нестабильных ситуациях: от засыпания без мамы до посещения врача.

Почему так важно уважительно относиться к любимой игрушке?

Любимая игрушка сопровождает малыша на протяжении длительного времени, что сказывается на ее виде. Не беда, скажете вы, ведь ее легко заменить, купив новую игрушку! Но Боже упаси Вас делать так, тем более без разрешения ребенка! Постарайтесь обращаться с игрушкой уважительно, спрашивая разрешения у маленького хозяина на замену глаз-пуговиц, пришивания оторванной лапы и другого «ремонта». Своеволие может расстроить ребенка, вызвать негодование, ведь сейчас игрушка стала частью его личности. Малыш требует уважения, прежде всего, к себе и своим интересам.

Как любимая игрушка помогает в адаптации к новым условиям жизни?

Когда вы решите отдать ребенка в детский сад, любимая игрушка и здесь станет незаменимым помощником. Как показывает практика, дети, у которых есть любимая игрушка, легче привыкают к новым условиям: будь то процесс адаптации к детскому саду, выход мамы на работу, переезд на новое место жительства или смена няни. Через своего любимца ребенку проще начинать контактировать с окружающим миром и людьми. Так, постепенно, малыш получит собственный опыт установления самостоятельных независимых социальных отношений с окружающим.

Обязательно разрешите ребенку брать с собой в садик его любимую игрушку: она напрямую ассоциируется у него с домом, защищенностью, надежностью, стабильностью. Пусть игрушка ежедневно «ходит в сад» вместе с вашим дошколенком, знакомится с другими игрушками, детками и их родителями, воспитателями группы и остальными педагогами. Постарайтесь обсуждать чувства ребенка, которые он испытывал в саду, не напрямую, а через ту самую любимую игрушку: «Понравилось ли Куколке в саду?»; «А что кушал Щенок на обед?»; «С кем Зайчонок играл во время прогулки?»; «Что больше всего запомнилось Мишутке в садике?». Расспрашивая у малыша происходящее с игрушкой, вы тем самым узнаете, о чем переживает он сам. Старайтесь акцентировать внимание на положительных моментах, не «застревая» на выяснении того, кто обидел или с кем поссорилась игрушка.

Можно ли применять данный способ вне стен сада? Конечно! Ребенок проще соглашается на предложение, адресованное игрушке, даже если оно несколько расходится с его собственным желанием. Например, если малыш не хочет ложиться спать, можно сказать, что кукла устала, сегодня у нее было много трудных дел и добрых впечатлений. Завтра ее ждет … (скажите пару слов о предстоящей приятной деятельности), «а сейчас малыш поможет мне уложить ее в кроватку, укрыть одеялом и спеть колыбельную песенку и сам ляжет рядышком». Или так: «Наш Хрюша замерзнет на улице без шапочки, там сильный мороз! Давай наденем шапку и ему, и тебе!». Детское сознание склонно к наделению игрушек человеческими чувствами, и нам это на руку.

Позитив, полученный в поездках на дачу, в зоопарк, прогулках на теплоходе, можно активизировать и испытать вновь и вновь, задавая вопросы малышу: «А ты помнишь, как наш Зайчонок удивился, когда впервые увидел слона?»; «А помнит ли сам Мишутка, как выглядел капитан корабля?». Вы не только развиваете и закрепляете внимание и память, но и увеличиваете словарный запас малыша.

Что делать, если любимой игрушки у ребенка нет?

Обычно дети выбирают любимую игрушку спонтанно. Если вы заметили, что малыш не отдает предпочтения ни одной из своих игрушек, следует помочь ему с выбором! Есть несколько вариантов.


  • Во-первых, обратиться за помощью к продавцу-консультанту в детском отделе торгового центра. Игрушка должны быть не выше 30 см, для удобства игры и транспортировки. Задумайтесь о том, что малыш, который еще только овладевает игровыми действиями, не можетполноценно руководить ею. Задача взрослого — сделать игрушку настоящим Другом ребенка. Для этого рекомендую поначалу демонстрировать и комментировать простые сюжетные действия: как можно накормить игрушку, как ее следует накрывать одеялом, как измерить температуру и тому подобное. Малыш с интересом будет наблюдать за вашими действиями и постепенно ими овладеет. Хвалите его за проявленные старания. Когда кроха научится выполнять простые сюжетные действия, можно усложнить задачу: сделать что-то по словесной инструкции без вашего образца («Кукла испачкала руки, помоги ей их вымыть»). Затем следует переходить от простых сюжетов к более сложным и объединить несколько действий («Бегемотик пришел с прогулки и сел обедать»).
  • Во-вторых, создать любимца из подручных средств самостоятельно . Данный вариант особенно приглянется тем родителям, которые любят рукодельничать. Такая игрушка станет еще любимее и дороже для маленького хозяина. Ведь изготовлена она будет с самым близким и родным человеком — мамой или папой (сразу двумя родителями или прародителями). Можно совместно выбрать ткань, подобрать необходимый цвет и фактуру, форму пуговиц-глаз, длину хвоста. Фантазии в таком случае нет предела!
  • В-третьих, заранее спрятать объект в нужном месте. Вот вы идете с прогулки домой и вдруг видите, что что-то черное виднеется на краю площадки. Оказывается, это Чебурашка. Один-одинешенек. «Ему, наверно, холодно? Возможно, он напуган? Наверняка голоден? Давай его возьмем домой, а там согреем, накормим, приютим! Как думаешь, захочет он к нам в гости пойти?». И вот вы уже идете втроем домой, а там еще и папе рассказываете удивительную историю вашей встречи с Другом. Можно и письмо заранее написать (которое прочтете сами) о том, что у лопоухого друга нет хозяина, и он предлагает вашему крохе им стать (если малыш задается вопросами, не чужая ли это игрушка, вдруг ее кто-то потерял). Тут ваша фантазия может разгуляться в любую сторону. Захочет после этого малыш расстаться с игрушкой? Сомневаюсь!

При завершении переходного периода от диадических отношений с мамой к самосознанию ребенка, он сам безболезненно расстанется со своим «проводником». Понять это довольно легко: ребенок начинает употреблять в своей речи местоимение «я» и говорит не «Таня хочет …», а «Я хочу»). Но выбрасывать игрушку я не рекомендую.

Предлагаю вам выделить (создать вместе) специальную коробку «сокровищ», куда можно будет складывать дорогие сердцу вещицы, в том числе и этого любимца. Многие родители делятся, что во время болезни перебирание и рассматривание объектов коробочки имеет целительный эффект, что сродни пословице: «Дома и стены лечат». Не лишайте ребенка этой радости! А как любопытно будет малышу, если вы покажете ему свою чудесную коробочку. До сих пор помню, какой восторг вызвала у меня найденная картонная коробка и сколько всего интересного рассказал мне папа о ее содержимом.

Если вы с уважением относитесь к любимой игрушке ребенка, тем самым вы демонстрируете свою любовь к нему лично. Помните о том, что у ребенка есть любимая игрушка. Берите ее с собой в новые места, а также поездки в гости и на прогулку. Обращайтесь заботливо и бережно, интересуясь у ребенка, следует ли вымыть той лапки, починить костюмчик и получайте удовольствие от взаимодействия с подрастающим чадом!

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
Интервью
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
«Купить шалаши-вигвамы-палатки» — так формируют свой запрос большинство родителей при поиске игрового жилища для своих детей. Не всегда это приводит к достойным результатам, потому что настоящие индейские домики называются ТИПИ. Или даже TEEPEE. И одним из лучших в производителей типи в мире можно без лести назвать Вову Гроза — мужа, отца, автора бренда TEEPEEKEE, который превратил свой опыт и любовь к дизайну в качественный продукт для детей.
Редакция