21 августа
2317
3

Недетские книжки: чтение для подростков

Оля Гаврилова

Издательство «Самокат» задумало и воплотило в жизнь очень интересную и серьезную идею, о которой мы хотим вам рассказать. В конце 2014 года на книжных прилавках появились издания из новой серии под названием «Недетские книжки».


Как недетские книги связаны с детским издательством? Мы взяли несколько книг, чтобы это понять. Оказывается, издательство оказалось в непростом положении в связи с нормами Федерального закона № 436, который защищает детей от вредоносной информации. Некоторые произведения подростковой литературы приходится маркировать пометками «16+» и «18+», поскольку в тексте встречается нецензурная лексика или демонстративное девиантное поведение подростков, такое как, курение или употребление алкоголя. Но так ли вредны эти книги?

В этом обзоре мы познакомим вас с двумя книгами: «Пампа блюз» Рольфа Лапперта и «Гуд бай, Берлин!» Вольфганга Херрндорфа. Проблемы, о которых рассказывают писатели в этих произведениях, принято называть «недетскими». Хотя, к слову, главные герои повестей — именно дети.


«Пампа блюз»

Рольф Лапперт.

На обложке книги есть сноска к слову «пампа». В переводе с немецкого оно обозначает захолустье, глухомань, дыру.

VK.Widgets.Group("vk_groups", {mode: 2, width: "270", height: "700"}, 54844315);

Нас встречает юноша Бен в самом расцвете своего шестнадцатилетия, вынужденный прозябать в маленьком немецком городке Вингроден. В это захолустье не заглядывает никто чужой, даже воры.

Мальчик ухаживает за своим больным и выжившим из ума дедушкой, пока его мать, известная джазовая певица, колесит с гастролями по Европе. Отец мальчика погиб в авиакатастрофе в Африке за восемь лет до описываемых событий.

В окружении стариков (в городе едва ли найдется кто-нибудь моложе сорока), которым уже никто и ничего не нужно, Бен чувствует, что жизнь проходит мимо.

Единственное развлечение — это пиво, давно ставшее «прививкой от серых будней». На обложке книги есть пометка о вреде от чрезмерного употребления спиртного. Автор повести ни в коем случае не ставит задачу рекламировать пиво и пропагандировать нездоровый образ жизни. Отнюдь. Вся история, описанная в книге — унылая тоска нескольких пьяниц за барной стойкой, — выглядит совсем не круто. Это скорее антипропаганда алкоголизма.

Если вы думаете, что повесть, начавшаяся с описания смертельной скуки, ею и заканчивается, то это ошибка. В этом городе еще не перевелись мечтатели (находятся -таки среди стариков и такие!), которые изо всех сил стараются хоть как-то оживить дорогое сердцу «захолустье». К тому же непонятно откуда появляется загадочная девушка Лена (молодая!). Именно она поможет Бену повзрослеть и научиться распоряжаться собственной жизнью.

Смертельная скука в «Пампа блюзе» описана весьма нескучным языком. Книга будет интересна всем подросткам, которые любят поныть и пожаловаться на свою никчемную жизнь без приключений. История Бена поможет подросткам разобраться в себе и понять, чего на самом деле можно и стоит ждать от жизни.


«Гуд бай, Берлин!»

Вольфганг Херредорф.

У всех книг из серии двойная обложка. Верхняя — белая. Нижняя — цветная. Верхняя обложка сделана так, что часть от нее можно оторвать и использовать в качестве закладки.

14 лет — самое время для сумасбродного поступка. Например, путешествия на краденой машине. Тем более когда обстоятельства сложились так, что других вариантов нет. Родители уехали на две недели по делам, самая красивая девочка в классе не пригласила на вечеринку… У тебя нет друзей, любимого занятия. А компьютерные игры надоели так сильно, что хочется выкинуть игровую приставку куда подальше.

Когда тебе кажется, что ты самый скучный и занудный подросток во всем классе (тебе даже прозвища никакого не дали!),когда твоя мама — алкоголик, а отец — без пяти минут банкрот, то идея отправиться в трип оказывается не такой безумной.

А тут вдруг этот странный русский одноклассник предлагает бросить все и поехать куда глаза глядят. В немецкую Тьмутаракань. А почему бы и нет?

Главный герой повести понимает, что перед ним открывается весь мир. Ну или хотя бы все дороги, поля и леса Германии.

Почувствуйте адреналин и романтику подросткового путешествия, где с тобой может случиться все что угодно.

Двое подростков отправляются в неизвестном направлении без водительских прав, без карты, без компаса и с небольшим запасом топлива в баке. На своем пути они встречают много приключений, странных мест и не менее странных людей. Доводит ли все это до добра, узнают те, кто нырнет в книгу без памяти. А это непременно стоит сделать. Особенно если тебе 14 лет.

Роман пропитан спокойным меланхоличным подростковым настроением. В нем есть то, что лучше всего сочетается в человеке, когда он вступает в подростковый период: безудержная эмоциональность и стеклянное безразличие.

Главное, что вынесет читатель из этой истории — то, что мир не так ужасен и жесток, как об этом изо дня в день рассказывают взрослые.
Чтение книги показано всем товарищам, жаждущим приключений. Эта книга поможет получить порцию, не отходя от дивана.

Необычный формат подачи книги и проблема, поднятая «Самокатом», нас заинтересовали. Мы обратились за комментариями к представителю издательства.

Ольга Патрушева,

PR-директор
ИД «Самокат»

Почему внезапно возникла такая проблема с книжками? Расскажите про маркировку.

Проблема не с книжками, проблема как раз в том, что есть закон, который обязывает издателя ставить возрастную маркировку. Она, по замыслу разработчиков закона, должна проинформировать взрослого покупателя, что в книге содержится информация, которая «может причинить вред здоровью и развитию ребенка». В этом и заключена ловушка: и для издателей и для читателей. Издатели обязаны маркировать любую книгу, адресованную детям и подросткам. Даже если в книге вообще нет сцен и описаний, которые перечислены в законе. А маркировка должна быть. И, как это часто бывает, родители начинают воспринимать маркировку, во-первых, как запрет на чтение книги ранее возраста, указанного в ней, во-вторых, как прямое указание на то, что в книге есть что-то такое, что повредит юным умам. А сейчас есть много интересных современных книг о современных подростках, в которых герои сталкиваются с теми же реалиями, что и читатели: наркомания, алкоголизм, насилие в семье и школе, война, моральный выбор. Все то, что ежедневно появляется в лентах новостей, что составляет информационную среду, в которой растут современных дети, от которой их нельзя оградить: рано или поздно они все равно столкнутся с проблемами, которые есть в обществе. И если говорить о маленьких детях, то эти проблемы от них пока далеки, то подросткам приходится с ними сталкиваться порой лично. Книга не может решить эти проблемы, но часто может оказать помощь, поддержку, поднять настроение, навести на нужные размышления о своей жизни. А что делать, если речь идет о подростках 13-14 лет, а один из персонажей книги, например, выпивает пиво и ничего с ним особенного от этого не происходит? Мы вынуждены поставить маркировку «16+». А если в книге есть нецензурная брань, то и вовсе «18+» и полиэтиленовая пленка. Даже если это одно-единственное слово.

Какую смысловую нагрузку несет обложка, выполненная в таком стиле? Зачем ее обрывать?

Как-то мы готовили к изданию «Считалку» грузинской писательницы Тамты Мелашвили о судьбе двух тринадцатилетних девочек из деревни, оказавшейся внутри военного конфликта. И тогда мы поняли, что мы не можем на обложку поставить ни «12+», ни «16+»( книга маркирована "18+"). А если книга окажется в полиэтилене, продать ее в магазине будет крайне сложно. Поэтому мы стали думать, как нам привлечь внимание читателя с помощью дизайна, но при этом отразив в нем идею серии. «Недетские книжки», конечно, своего рода игра слов. Они для подростков, для людей, которые покидают детство и вступают во взрослую жизнь. Но они еще не взрослые люди, у них пока нет того опыта, который позволяет их так назвать. А есть любопытство и интерес ко взрослой жизни. Поэтому у нас тут получилась такая игра. Во-первых, двойная обложка: верхняя — нейтральная, даже скучная, нижняя — яркая, веселая, «детская». Она немного вылезает из-под первой, чтобы было видно даже в пленке: там еще что-то есть, что-то поинтереснее внешней упаковки. Это — наше обещание читателю интересной книжки. И если вы оторвете по перфорации часть белой обложки, то вы получите закладку, на которой будет написано «детские книжки». А начиная с третьей книги серии, «Пампа блюз», мы стали делать вторую перфорацию, чтобы можно было целиком открыть вторую обложку. С одной стороны, это игра, шутка, попытка показать абсурдность таких законов. С другой — желание привлечь внимание людей к книгам, которые не могут попасть к ним нормальным путем.


Какую мысль издательство хочет донести до читателя этой книжной серией?

Издательство не доносит мысль, оно доносит до читателей книгу. И с этой серией мы хотим донести до читателей-подростков книги, которые нужно читать сейчас. А не тогда, когда предписывают депутаты или прочие взрослые, которые в глаза не видели не только книги, но и, кажется, детей тоже. И в этом мы надеемся на сотрудничество с родителями, которым и самим будет интересно прочесть «Недетские книжки» и которые доверяют своим детям и спокойно дадут в их в руки.




Представляя вам данную серию «Самоката», мы задумались: а найдутся ли родители, готовые дать ребенку-подростку книгу об опасных приключениях, способную вдохновить их чадо на собственные «совершения»? Как понять, готов ли твой ребенок к восприятию серьезных мыслей? Способен ли он отделить зерна от плевел? А вдруг он сделает акцент только на приключенческой части и вся философия пройдет мимо? Вдруг в нем взыграет дух бунтарства и свободолюбия.
Если разобраться, в мировой литературе всегда были книжки, в которых важные мысли высказывались на фоне опасных приключений и социальных запретов. И в главных ролях выступали подростки.

Как радуются родители, когда их дети читают книги Марка Твена и Чарльза Диккенса, про шкодливых сирот и мальчишек-работяг, которые курят и пьют и работают за троих в свои двенадцать лет. Так почему же мы считаем, что наши дети готовы ко встрече с оторвой Гекльберри Финном, но не готовы узнать, почему Бен из крохотного немецкого городка напивается каждый вечер?
Вы скажете, что классики — они и есть классики. Тем более тогда были другие времена, законы, нравы.

Но мы-то живем сейчас. И нужно, чтобы ребенок знал, в каком мире он растет. Зачем держать его под колпаком? Мы думаем, что детям можно и нужно доверять. А как считаете вы?

Сознательные родители, выскажите свое мнение.

Коментарии3
Алёна Державина
26 августа, 23:52
Прочитав рецензию на книги, мне захотелось оставить комментарий. Хотелось бы сказать следующее: родитель должен быть прежде всего другом для своего ребёнка - подростка. Мы иногда не знаем, что происходит в голове у твоего сокровища. Подросток может иметь два лица- одно, когда он с вами, а второе- когда в компании сверстников. Но для того, чтобы быть другом, нужно завоевать это звание. А как его завоевать??? Вот тут и приходит в голову подсунуть книги. Я бы дала своему ребёнку не только прочитать, но и сама бы подискутировала на подобные темы. Ведь когда ребёнок может поделиться с тобой проблемой, то её легче решить, чем потом пожинать плоды.Подросткам просто необходимо читать такие произведения. Чтобы они могли осмыслить, надо мне такое или нет. Спасибо большое за такую подробную рецензию, обязательно прочитаем.
Светлана Пятницкая
27 августа, 11:19
Моим детям до подросткового возраста ещё надо подрасти, поэтому время от времени я приобретаю разную литературу (скорее, классику или уже признанных авторов) в подарок племяннику-подростку. У нас с ним доверительные отношения, позволяющие делиться мнением на разные темы открыто, свободно. И вот тут важно, на мой взгляд, несколько моментов: 1. Чтобы быть подростку другом, надо сделать это ещё в малышковом возрасте. Сейчас не ради осуждения, а примера для: один знакомый папа ждал, когда сын вырастет, чтобы с ним в футбол играть. До этого момента "разговаривать нам не о чем". В итоге сын повзрослел, но контакт наладить непросто. Если "знакомства" и узнавания особенностей друг друга не было, то в один прекрасный момент из ниоткуда это не возникнет. Работа, работа и работа над отношениями! 2. Как и фильмы, так и книги можно обсуждать. 3. В силу разных обстоятельств подросток не готов обсудить с родителем содержание книги. Есть ли возможность у ИД указать номера бесплатной психологической помощи на обложках книг с текстом: "Если ты попал в аналогичную ситуацию, можешь позвонить ..." 4. Что, если в конце книги будет дан комментарий в стиле Л. Петрановской и её "Что делать, если...", к примеру, где компетентный психолог (практикующий работу с подростками) напишет вопросы для размышления и подросткам, и родителям?
Дарья Базунова
17 сентября, 12:03
Я несколько лет работала педагогом-психологом в колледже с подростками и хочу сказать, что все книги, все фильмы, которые мы как родители или педагоги даём нашим детям, необходимо сначала изучить самим, а потом рекомендовать подросткам. Каждый человек, не зависимо от возраста, вычленяет из прочитанного или увиденного то, что сейчас для него актуально. Смотрит под тем углом, под которым в данный момент он может что-то увидеть в этом источнике. Поэтому после прочтения книг или просмотра фильмов необходимо обсуждать содержание, чтобы понять, что выделил для себя подросток, какие он сделал выводы, чтобы потом не было упущено время, не были совершены ошибки. Думаю, многие согласятся с тем, что, прочитав одну и ту же книгу, два человека могут сделать два разных вывода, кардинально отличающихся друг от друга. Содержание книги очень важно, но последующее общение и обсуждение её не стоит недооценивать, упускать из виду.
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com