14 августа
2333
0

Все счастливые семьи счастливы по-своему: мифы о семье

Вероника Лосенко
Семейный Психолог

В соавторстве с педагогом-психологом Светланой Пятницкой

В статье «Как пережить неизбежные семейные кризисы?» мы обращали ваше внимание на то, что на жизнь семьи и ее способность справляться с разными сложностями и кризисными периодами влияют несколько факторов.

В этой статье мы поговорим об одном из них: о мифах о семье.


Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Мифы

Все наши представления о мире материализуются в слова, которые часто передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Каждый из нас может составить целый список мифов из услышанного за свою жизнь и в собственной семье, и в обществе. Мифы — это те установки, которые есть в обществе, культуре, семье.

Мы спросили у вас, какие мифы о семье вы слышали в своей жизни, и получили большое количество различных вариаций. Вот некоторые из них: «Если не вышла замуж до 22 лет, потом никто не возьмет», «Семья без детей — не семья», «Стерпится — слюбится», «Семья для женщины — это главное», «Жена должна быть здоровая. От больных мужья уходят и таких не любят», «Рожать детей надо тогда, когда встанешь на ноги, заработаешь много денег, купишь квартиру», «Можно быть глупенькой и выгодно выйти замуж», «Муж с женой должны быть вместе и в горе, и в радости» и многие другие.

«Мне стыдно смотреть в глаза маме, бабушке и подругам. Они уверены, что он не любит меня, так как мы уже год вместе, а он до сих пор не женится.»

Часто человек, приходящий на консультацию, объясняет свой выбор, свои действия именно такими аргументами. Но есть две проблемы. Первая в том, что миф становится для человека установкой, а установка — это ограничивающее убеждение, оно мешает видеть альтернативу при принятии решения.

Очень распространенный пример: приходит на консультацию девушка Маша, 24 года. Полгода назад поругалась с молодым человеком, так как он отказался жениться в этом году. Спрашиваю: «А в чем проблема?». Маша рассказывает: «Мне стыдно смотреть в глаза маме, бабушке и подругам. Они уверены, что он не любит меня, так как мы уже год вместе, а он до сих пор не женится. Если он любит меня, то должен заботиться и понимать, что мне уже пора рожать. И если он не хочет жениться, то я должна делать выбор и разойтись с ним. Ведь надо повстречать нового мужчину, понять друг друга, а только потом свадьба. На это все уйдет время, и рожу я после 30, что ли?!».

Есть вторая проблема. Даже в перечисленных выше мифах обращают на себя внимание противоречия одних высказываний другим. Если в компании друзей задать вопрос: «Что такое семья?», то можно запустить бурную длительную дискуссию. Ведь у каждого из нас свое представление о семье, каждый руководствуется своими мифами.

Почему в обществе нет единого понимания, что такое семья?

Наступил кризис института брака. Но не стоит пугаться, кризис — следствие изменяющейся культуры нашего общества. Ранее мы говорили, что во время кризиса становятся не актуальны старые нормы, а новые еще не выработаны. Поэтому вполне естественно, что не понятно, как правильно жить людям друг с другом, что такое «хорошая семья». Сегодня по-другому распределяются роли в семье, но нет четкого понимания, что значит«быть хорошим мужем», что такое «быть хорошей женой», в чем долг мужа, в чем долг жены, какие дела «женские», а какие «мужские». Сейчас на два брака приходится один развод, но это не значит, что люди не могут жить в паре.

И подобно тому, как кризис переживается каждой семьей (когда один член семьи продолжает соблюдать правила, другой саботирует, а третий ищет компромиссы), в обществе тоже разделяются представления о семье: кто-то настаивает на традиционных установках, кто-то создает новые мифы, а кто-то пытается соединить одно с другим.

Это не первый кризис в истории жизни семьи, были и другие. Откуда вообще у человечества возникла потребность в браке? Род нуждался в сильном жизнестойком потомстве. Происходило развитие труда и хозяйственных отношений. В истории человечества выделяют следующие этапы развития брачно-семейных отношений:

  • Промискуитет — социально нерегулируемая, беспорядочная связь между полами. Наблюдалась во время первобытного человеческого общества.
  • Эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограничившаяся социальными предписаниями.
  • Экзогамия — регулируемая обществом форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками.

Почему закрепилась экзогамия?

Потому что в племенах, практиковавших жесткие социальные табу, рождалось жизнеспособное потомство.

Рассмотренные стадии предшествовали возникновению брака и семьи.
Первая форма брака — групповой дуально-родовой брак — возникла на основе экзогамии. Каждый мужчина одного рода обладал правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Хозяйственной деятельностью и воспитанием детей занимался весь род.

Сексуальные отношения и личная привязанность партнеров были первоначальной основой парного брака

Парный брак, который пришел на смену групповому, отличался избирательностью и длительностью отношений между мужчиной и женщиной рода. Сексуальные отношения и личная привязанность партнеров были первоначальной основой парного брака. Род по-прежнему брал на себя функции ведения хозяйства и воспитания детей. Родство определялось по материнской линии по причине затруднения установления биологического отцовства. В этой ситуации наиболее целесообразной формой правления для выполнения важнейших функций продолжения рода являлся матриархат.

«Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим — коршуна»

В процессе развития земледелия и роста производительности труда происходит становление семьи и укрепление ее хозяйственной самостоятельности. Родители получили возможность своими силами прокормить и воспитать детей. Возросла стабильность сексуальных отношений и появились общие хозяйственные интересы супругов. В результате возникает моногамная (единобрачная) семья.
Происходит усиление роли мужчины как кормильца семьи. Возрастает ответственность женщины за воспитание детей: «Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим — коршуна». Брачные отношения становятся стабильными благодаря надежности установления отцовства. Патриархат как форма организации родственных отношений по отцовской линии пришел на смену матриархату.

«Куда иголка, туда и нитка»

Развитие отношений частной собственности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи, регулирующей брачно-семейные отношения. Традиционная семья основана на отношениях доминирования-подчинения: жена зависит от мужа, дети — от родителей. Мужчина — главный добытчик семьи. Его основная деятельность происходит за ее пределами. Жена ведет домашнее хозяйство и воспитывает детей. Брак считается успешным в том случае, если в нем четко разделены роли и функции: мужчина зарабатывает, женщина ведет быт на средства, которые выделяет муж. Где муж, там и жена, «Куда иголка, туда и нитка».
Из данного типа семьи мы наблюдаем такие традиции: выбор партнера с помощью сватовства; наделение жены фамилией мужа; наличие «двойной морали» для мужа и жены при определении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений.

«Старую деву никто замуж не возьмет»

Еще в XIX веке любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и часто жили по принципу «стерпится-слюбится». Отсюда берет свое начало такой миф: «Старую деву никто замуж не возьмет». Ведь изначально девушка была на содержании у отца, затем ей находили претендента на роль мужа, с которым заключался брак. Тем самым мужчина брал на себя материальную ответственность за жену. Если же девушка не выходила замуж, у нее было два пути: либо идти в монастырь, либо быть приживалкой. Мужчина был обязан жениться и оставить после себя потомство

Рукоприкладство в семье не считалось чем-то плохим. Муж мог бить и жену, и детей. Вместе с тем серьезные увечья обществом порицались. Возможно, пословица «Бьет — значит любит» возникла в это время. Муж, как глава семьи, должен был воспитывать жену, чтобы она подчинялась. Если он не оказывал влияния на супругу, в глазах общества он выглядел безразличным к своей семье. «Бей бабу молотом — будет баба золотом». По отношению к воспитанию детей мужчина руководствовался аналогичными правилами, отражение которых находим в пословице: «Капризный в детстве уродлив в летах»

Вследствие эмансипации начинает меняться представление о роли женщины в семье. Преобразуется значение сексуальной сферы.

Любовь как основа брачного союза стала культурной нормой с приходом идей романтизма в XIX веке. Какие события изменили традиционный брак?

Во-первых, эмансипация. Женщины решительно добивались своего политического и экономического равенства с мужчинами. Вследствие эмансипации начинает меняться представление о роли женщины в семье. Преобразуется значение сексуальной сферы. Логично, что к ней возникает большой интерес. Ранее супружеский секс считался допустимым, если он приводил к рождению детей. Исходя из различных литературных произведений того периода, человек приходит к мысли, с одной стороны, что сексуальное поведение в браке — это нечто ужасающее. Данная тенденция заставляет семейных людей того времени мучиться от осознания своих животных инстинктов. Идея о том, что хороший брак не должен основываться на сексуальных отношениях, прочно внедряется в головы наших предков. В произведении Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», вышедшем в Англии, высказываются прямо противоположные идеи: гармония в сексуальной сфере для женщины полезна и исключительно важна для ее самочувствия. Из этого телесного опыта может вырасти не только любовь, но и брак.

Во-вторых, сексуальная революция в 1960-е. Создано огромное количество новых представлений о сексе в целом и о супружеском сексе в частности. Если раньше не возникало даже мысли о том, что женщина может получать удовольствие во время интимных отношений, то теперь возник вопрос: каков успешный в сексуальном плане мужчина?

После революции возникли новые стандарты: мужчине необходимо быть успешным любовником, а женщина должна получать удовольствие от секса.

Повторимся, что секс рассматривался исключительно как продолжение рода. Появились дети, и слава Богу! После революции возникли новые стандарты: мужчине необходимо быть успешным любовником, а женщина должна получать удовольствие от секса. Мужчина — неудачник, если не умеет доставить женщине удовольствие.

Сексуальная революция

Что происходит благодаря сексуальной революции? Возникает колоссальное количество обоюдных супружеских потребностей.

К чему приводит появление противозачаточных средств? Рождаемость детей может регулироваться, что, в свою очередь, приводит к разграничению понятий «брак» и «появление детей». Меняется концепция брака.

То, что развод становится законным процессом в начале ХХ века, закрепляет мысль общества о том, что брак уязвим и хрупок.

Все мы помним о том, что семья в деревне была многочисленной по составу. Семья, включающая в себя несколько поколений, была нормой и потребностью аграрного общества. Рабочие руки были незаменимы в хозяйстве. «Семья в куче — не страшна и туча». Массовый переезд в города создал совершенно другие требования к семье. Чтобы мобильно расселиться по городам, она должна быть небольшой, не связанной с родственниками.

Множественность возможных культурных и социальных моделей институтов накладывают сомнение на идею особой ценности долгого и верного брака

Одновременно с урбанизацией происходит развитие науки и медицины. Это приводит к улучшению качества жизни и увеличению количества прожитых лет. Увеличение продолжительности жизни привело также к тому, что супружеская пара, вырастив детей, остается тет-а-тет друг с другом и продолжает развивать свои отношения в браке.

Со временем возникает новое мироощущение. Постмодернизм во второй половине ХХ века ставит под сомнение предыдущие стандарты. Новая культура признает этническое и половое равенство людей. Множественность возможных культурных и социальных моделей институтов накладывают сомнение на идею особой ценности долгого и верного брака. Люди больше не воспринимают брак как союз до конца жизни. Разводы не вызывают явное порицание со стороны общества. «Если в браке стал несчастлив — разводись, не мучай ни себя, ни жену».

«Если женишься, любимая домашняя кошечка обязательно превратится в мегеру»

Именно поэтому в современном мире человеку сложно дать однозначный ответ на вопрос, что такое хороший брак. Мы стали ориентироваться на свои чувства и ощущения. Само по себе пребывание «замужем — за мужем» не представляется для женщины однозначно хорошим. А если мне в этом браке плохо, мне надо терпеть, потому что все подруги со штампом в паспорте? Или мне срочно пора рожать детей, потому что все родственники кричат, что скоро я стану «старородящей»?

Среди мужчин тоже водятся стереотипы, например: «Если женишься, любимая домашняя кошечка обязательно превратится в мегеру». Люди избегают окончательности брачных связей. Нередко у пары возникает мысль: «Мы вместе, потому что мы этого хотим», а если поженились: «Мы вместе, потому что мы хотим… или должны?» . Кому? Родителям, детям, окружению, … (далее каждая пара может продолжить собственный список).

Предполагалось, что в браке люди вступают друг с другом в уникальные по своей сути отношения. Они делают друг с другом то, что они не делают больше ни с кем.

Переосмысление

Вместо торжественности и серьезности вокруг брака возникла некая ирония. Лозунги: «Не парься», «Забей», «И пусть весь мир подождет», «Ничего личного» прочно вошли в нашу жизнь. Интернет создал возможность обезличенного общения и виртуальных отношений. Секс сегодня становится неким приключением, даже развлечением. Он потерял то значение, которое имел раньше. Кого-то он связывает узами брака, кого-то нет. Часто для людей это просто удовольствие, которое ни к чему не обязывает. «Чем больше о сексе говорят, тем меньше им занимаются». Сегодня мы предпочитаем не входить в контакт с другим человеком в полной мере. Надоел тебе человек — просто удалил его из всех соцсетей, и дело с концом.

Предполагалось, что в браке люди вступают друг с другом в уникальные по своей сути отношения. Они делают друг с другом то, что они не делают больше ни с кем: обустройство жизненного пространства, сексуальные отношения, рождение детей. Сейчас ситуация изменилась. Все мы знаем примеры того, как нынешние супруги воспитывают и совместных, и детей от предыдущих браков. Закон позволяет нам усыновить ребенка. Развитие репродуктологии дает возможность ЭКО, суррогатного материнства.

Существуют семьи, где отсутствует запрет на внебрачные сексуальные связи и измены не являются поводом для конфликтов, тем более для расторжения брака

Но не все так плохо, как может показаться. Современный брак основан скорее на чувствах, нежели на обязанностях. В достаточно большом числе случаев общего семейного бюджета не существует. На практике видим, как более финансово обеспеченный супруг оказывает денежную помощь менее обеспеченному. Наблюдается целевое выделение средств на воспитание ребенка. В некоторых семьях родительство откладывается на неопределенный срок. Существуют семьи, где отсутствует запрет на внебрачные сексуальные связи и измены не являются поводом для конфликтов, тем более для расторжения брака. «Хороший левак укрепляет брак». Хозяйственно-бытовая функция может осуществляться самостоятельно каждым из супругов. Получается, что основу семьи составляют функция эмоциональной поддержки и принятия (которую многие находят на работе или в кругу друзей) и, в случае наличия детей, функция их воспитания (которая, кстати, реализуется во многом с помощью общественного воспитания и поддержкой прародителей).


Итак, институт брака переживал разные периоды и на протяжении времени менял свои нормы: от поли- до моногамии, от матриархата до патриархата, от подчинения до равноправия, от любви до гроба до множественности отношений, от большого количества детей до их отсутствия и так далее. Существовавшая веками патриархальная семья со всеми ее обычаями и традициями отмирает, а на смену ей идет семья совершенно нового типа, основанная на индивидуальности и независимости каждого ее члена.


Устойчивые в обществе мифы о семье представляют собой искаженную картину происходящих изменений. Обесценивание института брака — помеха для создания и жизнедеятельности гармоничной семьи. Наиболее распространенными являются мифы о крушении семьи как социального института, о вырождении настоящих мужчин, о маскулинизации женщин.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Трудно сказать, какая семья является правильной. Любой брак нормален, если он устраивает каждого из партнеров. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Толстой). А если есть какие-то расхождения взглядов внутри семьи, об этом можно и нужно разговаривать.

«В семье, где лад, счастье дорогу не забывает».

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com