30 июля
4711
2

Журнал «Семейное образование» о разнообразии альтернатив

Игорь Шулинин

Обучение ребенка на дому — тема интересная, но и настолько же неясная и пугающая. Особенно прогрессивные родители уже забрали своих детей из общеобразовательных учреждений на домашнее обучение, а остальные недоуменно смотрят на такой смелый шаг. Подобная реакция обоснована недостатком информации в данной области. Не все знают, что ребенок может учиться по одной из пяти разных форм обучения, среди которых бесчисленное количество программ. Оксана Апрельская — героиня нашего интервью — решила вступить в схватку с этой проблемой и вместе с единомышленниками запустила журнал «Семейное образование», который прольет свет на неизвестность, окутавшую альтернативные формы обучения.


Расскажи немного о себе.

Я живу в Москве, у меня двое детей. Давным-давно я работала журналистом, пиарщиком и маркетологом. Значительная чать моей жизни была посвящена фитнесу и информационным проектам на эту тему. В 2009 году я основала «Фитнес-эксперт» — портал, который объединяет профессионалов фитнес-индустрии: компании, тренеров, директоров, менеджеров. Через некоторое время из этого проекта я ушла, но проект жив и здравствует. Среди моих хобби — капоэйра. Но, к сожалению, времени у меня не очень много, поэтому не всегда получается вкладывать свои силы и энергию в это направление. Сейчас, когда у нас родился младший ребенок, я решила посвятить себя семье. Но я вообще придерживаюсь такого правила, что из каждой жизненной ситуации нужно извлекать максимум пользы. Поэтому, пока у меня есть возможность сидеть дома и смотреть как дети растут, я буду это делать и погружаться в процесс.

Почему тебя так интересует тема неформального образования?

В 2011 году, когда моей дочери было 5 лет, я заинтересовалась разными вариантами школьного образования. Я тогда жила на юге Москвы, у нас рядом была прекрасная школа 548, центр образования «Царицыно». Я водила дочь туда на художественный кружок, и нам там очень нравилось. Я ликовала каждый раз, когда мы приходили в эту школу. Там были мегаграмотные отношения между детьми и учителями, построенные на взаимном уважении и внимании к интересам ребенка. Я была уверена, что ребенок пойдет учиться в эту школу, но потом мы переехали в другой район, и такой хорошей школы рядом не оказалось.

Я на самом деле была большим сторонником массовой школы. А мой муж всячески старался заронить зерно сомнения в мою душу. У него степень магистра в области управления образованием, он изучал различные образовательные системы, практики и международный опыт. И он ненавязчиво рассказывал мне о том, что на самом деле можно и по-другому.

Тем не менее сначала мы выбрали самую хорошую по отзывам школу в районе и пошли туда на подготовительные занятия. И Саша, моя дочь, ходила туда примерно год. А потом случился открытый урок на «подготовишках», на который я пришла. В течение этого урока мою дочь Сашу называли Дашей. Когда я ее спросила, в чем дело, она сказала, что сначала она поправляла учительницу, а потом перестала, потому что это бесполезно. Это стало поворотным моментом в представлении о том, чего я хочу для своего ребенка. И это была решающий момент в пользу альтернативной формы образования. Поначалу было страшно, но с тех пор мы ни разу не пожалели.

По какой системе ты обучаешь своих детей?

Мы прошли достаточно непростой путь. Мы записались в «Экстерн офис» — дистанционную систему сдачи школьных экзаменов и подготовки к ним. Такая система очень полезная, ее разработал педагог из Новосибирска Алексей Битнер. У нас был личный кабинет на сайте, где был доступ ко всем образовательным материалам за первый класс, а также план сдачи экзаменов. Саша бодро и планомерно осваивала эту программу. А когда она сдала первый экзамен, нам стало понятно, что ребенку не подходит такая система. Она многим помогает, но мы не посчитали необходимым осваивать некий базовый набор знаний и двигаться по заранее определенной программе. Такой подход называют термином «Хоумскулинг», и он предполагает следование программе. Так или иначе, большинство подобных систем во главе угла ставят программу и экзамены.

Для меня во главе угла стоит запрос ребенка и его интересы, а не «базовый набор знаний», который определило министерство образования и науки в государственном образовательном стандарте. Это не значит, что стандарт не нужен, но есть и другие подходы. Подход, который выбрала я называют по-разному: Child led education, Child driven education, unschooling (анскулинг). Подход, который разрешает ребенку быть собой, самостоятельно строить траекторию своего образования и делать то, чем ему интересно заниматься в данную конкретную минуту. Со стороны может показаться, что ребенок ничем не занят. Но по сути он не занят, например, изучением таблицы умножения, а делает что-то другое, потому что эта таблица умножения просто сейчас не находится в фокусе его интересов. Дети, как, впрочем, и взрослые, гораздо лучше воспринимают информацию, когда уже получили некий эмпирический опыт. Когда ты уронил предмет, тебе гораздо проще будет понять что такое сила притяжения, чем когда ты прочитал об этом какой-то теоретический материал.

Ребенок может быть занят чем угодно: сегодня, например, может шить одежду, завтра разбираться с банковской системой, послезавтра он пойдет в зоопарк и увлечется биологией. В анскулинге нет типичных дней, образование не отделяется от обычного течения жизни.

Но так уж устроена наша система образования, что ребенку придется подготовиться и сдать итоговую аттестацию в школе. Такая подготовка, как правило занимает несколько месяцев и нужна прежде всего, чтобы натаскаться на формат тестирования. А если у ребенка будет цель учиться в университете, ничего не мешает ему подготовиться и поступить. Ребенок, который научился ставить и достигать цели, а также самостоятельно добывать информацию, за небольшой промежуток времени, способен подготовиться и справиться со всеми образовательными формальностями.

С чем сталкиваются родители, выбравшие семейное образование?

Важно понять, что происходит в голове родителя, когда он выбирает путь неформального образования. Такой родитель неизбежно сталкивается со своими тараканами. Ведь абсолютное большинство из нас посещали государственные школы, и именно это сформировало наше представление об обучении. Все эти истории про гранит, который нужно грызть и что «нет слова "не могу", есть слово "не хочу"» — это стереотипы, которые в нас плотно сидят. И каждый раз, когда ребенок не хочет что-то делать, мы воспринимаем это как трагедию, беду, катастрофу и думаем, что нужно срочно что-то менять. Заставлять, заинтересовывать, увлекать и так далее. И это действительно нужно делать в каких-то случаях, а в каких-то случаях нет. И вот тут нужно разобраться. У меня этот процесс занял около полугода до тех пор, пока меня не «отпустило», скажем так. Этот процесс называют «расшколиванием». Если ребенок уже ходил в школу, то этот процесс касается его. Но даже если он ни дня не ходил в школу, тогда расшколивание необходимо для родителей. Потому что им нужно отказаться от привычных практик для себя и научиться доверять своему ребенку. Мое глубокое убеждение: не бывает детей, которые не хотят учиться. С рождения ребенок впитывает невероятные массивы информации и познает мир ежесекундно в колоссальных объемах. В таких, которые взрослым людям и не снились. И когда ребенку не хочется учиться, скорее всего, ему не хочется делать то, что ему предлагают в данный конкретный момент, и, вероятно, его интересует что-то другое. И это не плохо. Это — как дождь идет. Просто данность, которую можно принять, а можно с ней бороться.

Какие недостатки существуют в системе неформального образования?

Условный «недостаток», как мне кажется, один — приходится изрядно вовлекаться в жизнь ребенка, а не отдавать ее на аутсорс системе общего образования. Все остальное я бы назвала, скорее, не недостатками, а особенностями.

Социализация — первый вопрос, который поднимают, обсуждая тему альтернативных форм обучения. Никого не интересует, как ребенок будет учиться, важнее всего — как он будет социализироваться. Но на самом деле социализация — это не искусственное помещение случайно выбранных людей, примерно одного возраста в одном пространстве. Если при устройстве на работу и при поступлении в университет у нас есть выбор, в школе мы ничего не выбираем. Это противоестественно. Когда ребенок достаточноо зрел, чтобы строить собственные коммуникации, он будет это делать где угодно: на площадке во дворе, на кружке, в магазине, в интернете.

Также родители хоумскулеров опасаются службы опеки, которая может прийти и поинтересоваться, как родители обеспечивают ребенку должный уровень образования. Но это скорее страшилка, которая сопровождает тему неформального обучения. Просто люди мало знают законы, а в них разбираться действительно тяжело. Я, например, не очень хорошо умею это делать. Но нам помогают юристы, которые комментируют и разъясняют законы. В грядущем номере нашего журнала у нас будет статья о том, как перейти на альтернативные формы образования в соответствии с законодательством: какие заявления писать, куда нести, какие документы у вас могут потребовать, а какие — нет.

Для родителей, которые хотят отличного от массового «фабричного» подхода к детям, но не могут уделять этому значительное время и внимание самостоятельно, есть много вариантов. Среди них неформальные школы, семейные школы, кружки, репетиторы. Не обязательно самому учить детей, всегда можно организовать качественную образовательную среду.

Но самое сложное, как мне кажется, — встретиться со своими тараканами в голове и разрулить эту ситуацию нормально.

Что ты можешь рассказать о международном опыте?

Опыт финнов просто гениален! Они недавно отменили классно-урочную систему в старших классах и хотят распространить эту практику на младшие классы.

Школа Summer Hill в Англии, где нет классов, уроков и экзаменов. Это набор студий, где дети живут друг с другом и занимаются, чем им интересно. Этой школе около 100 лет, и она достаточно дорогая, но действительно помогает детям расти счастливыми.

Есть прекрасный международный сетевой проект проект Sudbury valley.

Насколько мне известно, в Израиле анскулинг даже без сдачи экзаменов абсолютно легален, но требует получения специального разрешения.

Самые продвинутые страны — США и Канада. Тут больше всего семей, которые практикуют хоумскулинг. Именно тут в середине 1970-х зародилось движение семейного образования. Сначала, как и у нас, это считалось чем-то странным, но позже стало некоторым мейнстримом. То же самое сейчас происходит в России, что меня очень радует. Если раньше спрашивали: «У вас что, ребенок болеет чем-то?», то сейчас многие достаточно лояльно и с интересом относятся.

Этими вопросами интересуются действительно продвинутые люди, которые понимают, что с системой что-то не то. Это не удел узкой прослойки людей, это отличный вариант для людей мыслящих и активно интересующихся будущим своих детей. Я думаю, что аудитория сайта Полавкам именно такая.

Что из себя представляет рынок семейного образования в России?

Есть компании, предоставляющие услуги аттестации: «Экстерн-офис», в Санкт-Петербурге есть 277 школа, где с помощью Натальи Геда хорошо налажена работа с заочниками, в Москве есть международная школа завтрашнего дня. Сайт «Интернет Урок» представляет собой сервис с множеством разных видеоматериалов и возможностью дистанционной сдачи контрольных работ. Также есть интересный сервис School4you. Организаций на самом деле много. Хотя рынок все еще развивающийся и нам пока еще далеко до США, где эта тема очень хорошо развита, есть хоумскулерские ассоциации, масса ивентов, периодики и образовательных ресурсов.

Из каких источников информации люди узнают об альтернативных формах образования?

В основном из интернета. Есть несколько форумов, где активно пишут многие люди, практикующие альтернативные формы обучения. Например, сайт «Семейное образование», который основал Игорь Моисеевич Чапковский — один из первых активистов семейного образования в России, сообщество в ЖЖ «Свобода в образовании».

Из печатных изданий раньше был журнал «Домашний ребенок», где освещалась тема домашнего обучения.

Наш журнал по сути — первое специализированное издание на тему альтернативных форм обучения.

Какова концепция вашего журнала?

Наша самая главная задача — показать людям, что у них есть выбор. Ведь когда родитель ставит для своего ребенка какую-то образовательную цель, он должен иметь полную картину возможностей. Сейчас она несколько искажена в пользу общеобразовательных учреждений и их неизбежности. И мы хотим поместить семейное образование, а также другие формы образования на карту возможностей современных родителей.

Наш журнал называется «Семейное образование». С точки зрения закона форма семейного образования подразумевает любые образовательные практики, не привязанные к государственной школе.

Это значит, что мы будем писать не только о хоумскулинге, нас интересуют все возможные альтернативные варианты за пределами традиционных государственных школ: неформальные, вальдорфские, монтессори – любые. Мы хотим, чтобы люди видели, что школа — это такой же выбор, как и не школа. Мы хотим просто показать другой вариант. Все люди разные, и пусть у всех будет выбор делать то, что им хочется и нравится. Чем больше счастливых людей — тем лучше.

Кто входит в команду и как ты познакомилась с этими людьми?

У нас в команде очень много замечательных людей, которые болеют за проект и готовы ночами не спать и вкладываться в него. Большинство из них являются родителями хоумскулеров с абсолютно разными взглядами на этот счет. Например, наша замечательная дизайнер — мама детей-дошкольников, и она интересуется этой темой, потому что скоро надо будет что-то решать с формой их обучения.

С кем-то мы были знакомы раньше, с кем-то познакомились на встречах для родителей хоумскулеров. Такие встречи проводятся в разных городах. Существуют клубы поддержки семейного обучения в Москве, Санкт-Петербурке, Калининграде, Новосибирске. Кстати, тема нашего первого номера — подобные клубы поддержки.

С нашим шеф-редактором Ларой мы познакомились как раз на подобной встрече прошлом летом. И оказалось, что у нас много общего и похожий взгляд на то, как можно помогать людям в этой сфере. Лара — психолог и педагог, и ее дипломная работа была посвящена теме семейного образования, что само по себе удивительно!


На каком этапе сейчас находится ваш проект?

Мы почти сверстали первый номер и готовим следующий. А сейчас запустили краудфандинговый проект в интернете. И за первые сутки он привлек 15 процентов средств от поставленной цели. За неделю сумма сбора перевалила за 90 тысяч рублей, а сейчас достигла 80% от цели. Первые дни я почти не спала и не ела. Это новый интересный опыт, и я не ожидала, что все будет так активно, быстро и интересно.

Тема, разумеется, широкая. Но не опасаешься ли ты, что рано или поздно тема исчерпает себя и будет не о чем писать в журнале?

У нас уже есть тематический план на 2 года вперед. Мир изменяется стремительными темпами: появляются новые профессии и области знаний, количество информации ежеминутно растет в геометрической прогрессии. Невозможно познать все до конца. Темы новые будут всегда, просто потому, что нет ни одной области, в которой можно все изучить досконально. Мы не стремимся дать читателям какие-то конечные знания. Наша цель — дать инструмент, который позволит людям делать выбор более осознанно. Как и в семейном образовании — детям дают инструмент к познанию, а не сами знания.

Коментарии2
Катя Кречетова
30 июля, 21:21
Домашнее обучение в большинстве случаев предполагает минимальную трудовую занятость одного из родителей. К этому надо быть готовым.
Oxana Aprelskaya
Катя, да вы правы, требует. Но лишь до определенной степени. В младшем возрасте внимания требуется больше, в старшем - меньше. Соответственно, и времени на трудовую занятость появляется больше к старшему возрасту. И это, конечно, нужно учитывать.

Мне кажется, во многом это вопрос целей и приоритетов. Организовать жизнь можно и так, чтобы с нем было место семейному образованию, и работе.

Фриланс, например, легко совместим с семейным обучением в любом возрасте. Есть масса примеров родителей-предпринимателей, которые вовлекают детей-хомскулеров в рабочий процесс, и так они учатся всему без отрыва от жизни и производства. Есть примеры и с работающими фултайм родителями.

Есть Джастас Уолкер, который считает, что нужно уделять 80% времени обучению детей, а есть система Робинсонов, по которой дети осваивают программу полностью самостоятельно.

С другой стороны, школа тоже часто требуют серьезной вовлеченности родителей в образовательный процесс. Вплоть до разборов с детьми дома того же материала, который только что был разобран в школе. В свою очередь, хоумскулинг отлично работает на самостоятельность и ответственность детей, так что родителю не нужно все время "сидеть" с или даже над ними.

Конечно, семейное образование - это ни разу не мир розовых пони, и подводных камней и сложностей много, но это жизнь, в любой сфере так. Собственно, журнал мы затеяли в том числе, чтобы можно было узнать, как с этими сложностями справиться.
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
Интервью
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
«Купить шалаши-вигвамы-палатки» — так формируют свой запрос большинство родителей при поиске игрового жилища для своих детей. Не всегда это приводит к достойным результатам, потому что настоящие индейские домики называются ТИПИ. Или даже TEEPEE. И одним из лучших в производителей типи в мире можно без лести назвать Вову Гроза — мужа, отца, автора бренда TEEPEEKEE, который превратил свой опыт и любовь к дизайну в качественный продукт для детей.
Редакция