08 мая
2483
0

Пламенные патриоты

Светлана Пятницкая

В современное общество не так давно вошло понятие «self-mama», слышали о таком? Это так называемый симбиоз мамы и self-made woman. Если верить картинкам в Instagram, такие мамы успешно совмещают материнство и карьеру (проект, творчество, бизнес, нужное подчеркнуть).

В век новых технологий, с самыми разными ресурсами это сделать проще, чем во время молодости наших собственных мам, не так ли? А вот поколению бабушек приходилось еще сложнее, тем более в военное время. На кого они равнялись, на что их ориентировали журналы, чьим системам воспитания следовали, и образы каких детей их вдохновляли на воспитание своих? Предлагаю узнать об этом в заключительной части нашей трилогии.

Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием новые задачи: сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения и обеспечить их воспитание в патриотическом духе.

Массовая эвакуация населения и детских учреждений из прифронтовых районов глубоко в тыл породила множество трудностей для государства: на новых местах был недостаток зданий, жилья, не было возможности для материального обеспечения. Многие здания школ были заняты под госпитали, казармы, цеха заводов.

Из-за призыва педагогических кадров в армию и их перехода на другую работу резко сократилось число учителей, изменился собирательный портрет советского педагога.

С серьезными проблемами школы столкнулись и в освобожденных от оккупации районах: нужно было восстанавливать здания, оборудование, снабжать детей питанием, одеждой и обувью. Из-за призыва педагогических кадров в армию и их перехода на другую работу резко сократилось число учителей, изменился собирательный портрет советского педагога. Так, заметно увеличился процент женщин в учреждениях системы просвещения, появилось много слабо подготовленных работников.

Из-за трудностей военного времени претерпели изменения и корректировку учебные планы и программы. Также были сокращены каникулы, введены новые формы обучения, стали создаваться консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся 7–8 классов.

Большинство юношей, окончивших среднюю школу, призывались в действующую армию, и их необходимо было не только подготовить к службе физически, но и научить военному делу. Эта дисциплина включала в себя строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела.

В 1943 году стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. В 1944 году появились первые вечерние школы сельской молодежи.

Советская школа военного времени многого достигла. Укрепилась ее связь с повседневной жизнью, вернулась в учебный план трудовая подготовка, школьники стали активно вовлекаться в общественно-полезную деятельность и в производительный труд взрослых. Однако в этот период школа была окончательно поставлена на путь политизации и идеологизации как учебного процесса, так и внеклассной и внешкольной работы.

Чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Из-за большой занятости женщин на производстве возникла резкая потребность в дошкольных учреждениях. Было увеличено время пребывания детей в них, стали популярны группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. В осажденной фашистами местности воспитатели с детьми большую часть времени были вынуждены проводить в бомбоубежищах.

С началом Великой Отечественной Войны значительная часть женщин ушла на замену мужьям на фабрики, заводы и колхозные поля.

К 1941 году знакомый нам по статье «Инженеры детских душ» журнал «Дошкольное воспитание» все так же был ориентирован на педагогических работников, которые выполняли функцию «проводников» целей страны для родителей. Воспитатель приводит следующий пример проведенной работы: «Родители были очень благодарны Советской власти, партии и правительству за заботу о детях, охотно приходили на все собрания. А мы их собирали часто, перед каждым праздником, перед каждой политической кампанией». Также на страницах журнала раскрывается опыт взаимодействия педагога с семьей: «Побывав в семье, я увидела, что недостаток Толи — результат неправильной организации его домашней работы, плохого влияния окружающих. Я сумела привлечь весь коллектив детского сада, родителей и других детей к моей работе» (№ 5, 1941).

С началом Великой Отечественной Войны значительная часть женщин ушла на замену мужьям на фабрики, заводы и колхозные поля. Люди со средним образованием стали проходить срочную подготовку к педагогической работе, что нашло отражение в содержании педагогических изданий: «В помощь начинающему работнику. Значение детских садов и площадок в военное время», «Как я воспитываю детей»; «Почему я стала дошкольницей» (№ 8, 1941); «Вопросы дошкольного воспитания в дни Отечественной войны» (№11, 1941).

В связи с военным положением в стране и отсутствием общения ребенка с семьей авторы статей призывали воспитателей к созданию переписки между ними: «Переписка с родителями как средство воспитания» (№ 6, 1943). Журнал учитывал большой интерес детей к событиям на фронте, воспитатели стали подыскивать в газетах и журналах доступные для детей материалы, использовали радио, альбомы, посвященные героической борьбе с фашистами. Опыт работы с детьми по данной теме также нашел место в статьях: «Встреча детей с бойцами» (№ 1-2, 1942), «Что читать и рассказывать о героике детям старшего дошкольного возраста» (№2, 1944).

В послевоенные годы огромная ответственность за воспитание подрастающего поколения в коммунистическом духе была возложена на семью. В ней должны были закладываться основные качества формирующейся личности: чувства, ум, характер, воля, нравственные черты. Основными условиями, которые влияют на физическое, умственное и нравственное воспитание, государством были названы: идейно-политический уровень родителей, степень понимания ими своего гражданского долга, хозяйственно-трудовой уклад семьи и ее культурная атмосфера в целом.

Стало ясно, что семья — первичная ячейка общества, она неотделима от общества в целом, от всей его жизни, от путей его развития. Советская семья должна жить общими интересами с обществом. Это означало, что родители должны активно и сознательно участвовать в социалистическом строительстве Родины, живо интересоваться всеми политическими событиями и культурными явлениями, которые происходили в нашей стране.

В планы Советского правительства входила необходимость покончить с равнодушием и безразличием, которое проявляли некоторые родители к вопросам идейного характера. Ни одна советская семья не могла быть аполитичной, обывательской, замкнутой в узеньком мирке семейных интересов, она должна была чувствовать себя частью всего народа, жить с ним общими интересами и совместно преодолевать общие трудности.

Забота о детях, их воспитании и образовании в духе коммунизма стала гражданским долгом родителей в Советском Союзе.

Государство должно было закрепить победу, которая открыла путь к подъему нашей страны, к дальнейшему повышению жизненного уровня населения. От советской семьи также требовалось внести свой вклад в общенародное дело. Забота о детях, их воспитании и образовании в духе коммунизма стала гражданским долгом родителей в Советском Союзе.

Для осуществления этой задачи прежде всего, была необходима крепкая семья, основанная на подлинно гуманных отношениях между ее членами, организованном трудовом режиме и порядке, авторитетном, моральном руководстве поведением детей со стороны родителей и взрослых членов семьи. Крайне важным являлось установление самого близкого контакта и единства в семейном и школьном воспитании и образовании детей. Наряду с этим также был необходим постоянный деловой обмен опытом между родителями и педагогами, что дало бы возможность легче совместными усилиями исправить недостатки детей.

Большую пользу приносили не только устраиваемые в школе родительских собраний, но и то, что педагоги посещали семьи своих учеников, изучали условия детского быта. Очень важными стали практические советы опытных учителей для устранения всевозможных ошибок в семейном воспитании. На организованных для родителей курсах старшее поколение могло получать необходимые минимальные педагогические знания, которые им были нужны для правильного воспитания детей.

Советское правительство издало ряд постановлений, направленных на укрепление семьи, на усиление охраны материнства и детства, на расширение сети дошкольных учреждений, помогающих трудящимся женщинам активно участвовать в социалистическом строительстве, а также установило почетное звание «Мать-героиня» и учредило орден «Материнская слава» и медаль Материнства.

К середине 1940-х годов происходит изменение направленности педагогических журналов. Ежемесячный журнал «Семья и школа» впервые вышел в печать в Москве в 1946 году. Его задачи были таковы: оказать помощь семье в коммунистическом воспитании детей и в организации их учения и досуга, укрепить связи семьи со школой и внешкольными учреждениями. Поскольку для родителей не было ни одного печатного органа, журнал «Семья и школа» считал своим долгом разбирать преимущественно вопросы семейного воспитания.

В первом разделе журнала были освещены задачи и принципы воспитания детей в семье. Воспитание мужественных, стойких, морально чистых, чутких людей, подчиняющих свои интересы интересам советского государства, — такова ответственнейшая задача советских родителей, нашедшая отражение в статьях: «Трудовое воспитание в семье», «Родительский авторитет» (№4-5, 1946); «Значение нормального сна в жизни ребёнка» (№7-8, 1946), «Подготовка детей в семье к поступлению в школу».

Актуальными темами данного раздела стали рассуждения о роли матери в жизни подрастающего поколения. К материнским обязанностям, по мнению авторов статьи «Мать на жизненном пути человека» (№ 1-2, 1946) относятся не только личные и узкосемейные дела, от которых зависит построение хорошей семьи и в значительной мере все воспитание детей. Чтобы избежать ошибок в воспитании детей матери должны понимать свои обязанности перед собой и перед обществом, неустанно расширять и углублять их. Каждая мать, не уважающая своего материнства, должна считать свое нерадивое отношение к роли воспитательницы преступлением. Авторы настаивают на упорной работе матерей над собой: «Большое значение имеет здесь политическое просвещение. Оно помогает женщине вдумчиво относиться к событиям государственной и общественной жизни и на этой основе правильно понимать задачи воспитания, связывая выполнение своего материнского долга с решением большой задачи по воспитанию всего нашего поколения, верных сынов и дочерей родины».

Отец в советской стране — строитель нового быта, воспитатель молодого поколения, был обязан готовить к жизни полноценных советских людей. В этом его долг, в этом и его гордость: «Всегда любившие свою Родину, отцы стали любить ее еще сильнее, еще беззаветнее. Воспитанные в мужественных традициях советского народа, они научились быть бесстрашными в бою, стойко переносить все трудности и лишения. Научились еще больше ценить дружбу, прямоту, искренность, быть мастерами своего дела. Все это — качества, благодаря которым они победили и которые должны теперь передать своим детям — защитникам великой социалистической державы, творцам ее нового могущества».

У граждан Советского Союза росла ответственность за воспитание не только своих детей, но и детей погибших воинов, оставшихся без родительской ласки и заботы. Со страниц журнала звучал призыв взять сирот на воспитание в свои семьи: «Приемные дети», «Родная семья» (№6, 1946), «Записки матери» (№9, 1946), «После войны» (№ 4-5, 1946).


Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Николая Гастелло и других, что также нашло отражение в статьях журнала: «Елена Кошевая, «Повесть о моем сыне» (№ 9, 1946). Авторы считали, что образы матерей героической молодежи должны вдохновлять советских женщин в их воспитательной работе: «Сознание глубокой духовной связи с лучшими матерями нашей страны в ее прошлом и в настоящем дает им великое удовольствие и радость».

Один из разделов журнала был представлен письмами родителей и ответами на вопросы о воспитании детей: «Как быть с любителями мастерить?» (№ 1, 1946), а также опытом воспитания детей в семье: «Учусь воспитывать своих детей»: «В тяжелые годы войны был организован родительский университет, в котором мы, родители, прослушали лекции о воспитании характера ребенка, о трудовом воспитании, физическом, эстетическом и др. С первой же лекции я поняла, что они помогут устранить те или иные недостатки, которые допущены в воспитании детей».

Поставив перед собой задачу всемерно помочь родителям в деле воспитания и образования детей и молодежи, журнал «Семья и школа» оказывал существенное влияние на развитие семейного воспитания в советский период. Вместе с тем редакция журнала рассчитывала на помощь со стороны родителей, воспитателей и учителей: письма с освещением опыта семейного воспитания, отклики на поднятые в журнале вопросы, отзывы о напечатанных статьях. По мнению редакции, воспитать пламенных патриотов социалистической Родины, достойных сыновей и дочерей Советского Союза, верных делу Ленина — Сталина, они смогут лишь при тесном сотрудничестве семьи, школы и общества.

Изменение содержания педагогических журналов связано с изменениями взглядов государства на семейное воспитание. Если в 20-30-е годы ХХ века оно было второстепенным, то в послевоенный период становится общественным.


Итог становления дошкольного образования в России



Все в сад.

С 1860 по 1917 годы общество обратило пристальное внимание на вопросы воспитания и образования подрастающего поколения, что стало основой возникновения общественно-педагогического движения. Наука, находясь под влиянием западной педагогики, настойчиво занималась поиском путей национального воспитания человека. Встал вопрос о значении семейного воспитания.

Основные положения о воспитании в условиях семьи того времени: непрерывность педагогического воздействия на ребенка, определяющее значение семьи в развитии индивидуальности, развитие — основная цель семейного воспитания, семья — ведущий фактор воспитания и социализации, огромную роль в развитии и воспитании играет пример жизни и поведения родителей, исключительно важная роль отводится матери.

Озвученные идеи ученых-педагогов отразились в содержании журналов для родителей наряду с национальными ценностями: трудом и народной культурой.


Инженеры детских душ.

20-30-е годы ХХ века — период становления государственной системы общественного дошкольного воспитания. Открываются детские сады, идет подготовка педагогических кадров, разрабатываются вопросы содержания и методов работы с детьми, ведутся научные исследования. Вопросы соотношения общественного воспитания с семейным по-прежнему заботят педагогов. Однако семейное воспитание рассматривается уже не в качестве приоритетного в развитии ребенка, как это было в дореволюционный период. Наоборот, оно должно поддерживать то направление в воспитании нового человека, которое диктуется детским садом и школой, исходя из запросов государства.

Педагогическому работнику поручено усилить влияние на родителей в направлении антирелигиозной и интернациональной педагогической пропаганды. При этом роль педагогических журналов в просвещении родителей в вопросах семейного воспитания минимальна.


Пламенные патриоты.

К середине 1940-х годов содержание педагогических журналов стало адресоваться родителям. В разделах изложены задачи и принципы воспитания в советской семье, определена роль отца и матери в воспитании подрастающего поколения, установлен диалог редакции и семьи с целью получения обратной связи, рекомендована педагогическая литература по вопросам семейного воспитания в помощь родителям.

После окончания Великой Отечественной войны происходит изменение понимания роли и направленности семейного воспитания детей. В послевоенный период оно становится общественным. Главная задача государства — поднять страну в кратчайшие сроки. Для этого необходима крепкая семья. Крайне важным становится установление единства семейного и школьного воспитания и образования детей.


Таким образом, роль педагогических журналов второй половины XIX — первой половины ХХ веков претерпела ряд изменений связанных с социально-политической ситуацией и задачами государства, отношением общества к периоду дошкольного детства и его значению в формировании личности, а также представлениями педагогов о степени педагогического просвещения родителей. Отголоски этих изменений можно заметить и сейчас.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com