30 апреля
3433
0

Инженеры детских душ


Светлана Пятницкая

Известно, что в современном мире заказчик образовательных услуг — родитель. А кто из нынешнего поколения родителей точно знает, какая профессия будет востребована, когда ребенок достигнет совершеннолетия? Какие качества личности необходимо развивать, чтобы малыш был адаптирован к миру и впоследствии стал успешным человеком? Около века назад государство давало четкие ответы на заданные вопросы, и каждая семья знала, к чему стремиться, воспитывая подрастающее поколение. Любопытно узнать подробности?


«Дети — будущее Отечества! Дальнейшая судьба Революции зависит от того, какие идеалы и ценности будут вложены в их головы», — вот о чем говорилось в документах Наркомпроса (так сокращенно называли Народный комиссариат просвещения, созданный в 1918 году). Школе было необходимо воспитать человека «нового типа». Что же вкладывали в это словосочетание в те времена? Попробуем разобраться.

В понимании руководителей Наркомпроса (Анатолия Васильевича Луначарского, Надежды Константиновны Крупской, Михаила Николаевича Покровского), коммунистическое воспитание детей приведет к утверждению гуманистических отношений в обществе. И тогда дух гуманизма сформирует коммунистическую убежденность, несущую непримиримое отношение к врагам социализма.

«Человек воспитывается в интересах социалистического общества. Этим должны определяться и формы, и содержание, и методы работы школы»

В теории, по Луначарскому, идеальные социалистические отношения уже сами по себе становятся живительной почвой для всестороннего развития человека, раскрытия его природных способностей. На протяжении 1920-х годов выходили в свет многочисленные публикации Анатолия Васильевича по вопросам просвещения и школы. Одна из его статей, а именно «О социальном воспитании», прямо отвечала на вопрос о цели коммунистического воспитания. «Для кого воспитывается человек — для себя или для общества?» Правильный ответ: «Человек воспитывается в интересах социалистического общества. Этим должны определяться и формы, и содержание, и методы работы школы». Эта установка и обозначила то направление, в котором развивалась советская школа.

А что же детские сады, спросите вы? В первые же месяцы советской власти отношение к дошкольному воспитанию стало делом государственной важности. В обращении Наркомпроса в декабре 1917 года «О дошкольном воспитании» подчеркивалась необходимость начать общественное бесплатное воспитание детей с первого года жизни. Детский сад объявлялся первой ступенью Единой трудовой школы. Дошкольные учреждения, которые в дореволюционный период развивались за счет частной и общественной инициативы (об этом подробнее можно прочесть в статье «Все в сад!»), в новых условиях стали частью народного хозяйства страны и решали важные задачи. Во-первых, социальную: освобождали женщину-работницу от «унылого быта» для активной общественной и производственной деятельности. Во-вторых, педагогическую: воспитание нового поколения людей.

Резкое увеличение числа детских садов привело к ощутимой нехватке педагогических кадров, причем подготовленных в соответствии с веяниями времени. Многие дореволюционные педагоги — Павел Петрович Блонский, Станислав Теофилович Шацкий, Луиза Карловна Шлегер, Елизавета Ивановна Тихеева и другие — взялись за научно-исследовательскую деятельность и организацию системы общественного дошкольного воспитания.

Читая первые документы Наркомпроса, мы узнаем, что «свободное воспитание приведет творческое трудовое начало в жизнь ребенка», сыграет важную роль в строительстве новой жизни.

В работе дошкольных учреждений нашли применение и методы зарубежной педагогики: открывались детские сады по системе Марии Монтессори, внедрялись методы экспериментальной, иллюстративной, прагматической педагогики и так далее.

Воспитание нового человека требовало новых, нестандартных подходов. В лучших центральных детских садах вели исследовательскую работу, на основе полученного опыта создавали методические письма с инструкциями и рекомендациями, которые рассылали в периферийные дошкольные учреждения.

Однако в начале 1920-х годов с резкой критикой сторонников свободного воспитания выступил Павел Петрович Блонский, отметив, что в результате оно оказывается бессистемным и задерживает развитие ребенка. Были подвергнуты критике зарубежные системы дошкольного воспитания, уровень готовности детей к обучению в школе. Было заявлено, что нужно ставить конкретные цели воспитания (разумеется, вышедшие из целевых установок правящей партии). Обратим внимание на то, что в этот момент меняется и роль педагога: он становится организатором деятельности детей в дошкольном учреждении. Это отразилось даже в названии педагога детского сада. Вначале это «садовница», затем «руководительница» и, наконец, привычная нам «воспитательница».

Сама же семья стала рассматриваться как объект педагогического воздействия детского сада.

К 1930-м годам была четко сформулирована цель коммунистического воспитания детей: вырастить будущего борца за построение социализма, обладающего соответствующими коллективными, творческими и организаторскими навыками, способного материалистически объяснить явления окружающей жизни.

При такой постановке вопроса решать задачи воспитания должна была отнюдь не семья, а детские сады. Еще одно закономерное следствие — провозглашение приоритета общественного воспитания над семейным. Сама же семья стала рассматриваться как объект педагогического воздействия детского сада.

Будущих воспитателей рекрутировали из среды работниц фабрик и заводов. Для них были организованы краткосрочные курсы подготовки воспитателей.

С первых дней установления советской власти государственным делом были объявлены забота о детях, охрана здоровья матери и ребенка. Забота эта выражалась вполне осязаемо: отпускались ассигнования на организацию детских учреждений и подготовку кадров, научную работу в этой области. В сады передавались мебель, посуда, обувь, бесплатное детское питание, все необходимое.

Количество детских садов резко возросло, но это вылилось в сильную нехватку педагогических кадров. Будущих воспитателей рекрутировали из среды работниц фабрик и заводов. Для них были организованы краткосрочные курсы подготовки воспитателей. В учебный план курсов входили психология детского возраста, социальное воспитание, гигиена детства, введение в мир природы, организация дошкольного воспитания, обзор педагогических учений, детская литература, развитие речи, игры, пение, музыка, ручной труд, лепка, рисование и другие. Будущих воспитателей учили наблюдать, анализировать опытную работу; а одним из основных требований выдвигалось «ежедневное изучение детей».

Дошкольный отдел Наркомпроса привлекал к работе по развитию детских садов все лучшие ресурсы страны. В этом направлении трудились не только дореволюционные специалисты по воспитанию, но и психологи, физиологи, биологи, искусствоведы, художники, специалисты по ручному труду и многие другие.

Индустриализация и коллективизация, переход предприятий на двух-трехсменную работу потребовали создания новых типов дошкольных учреждений, которые полностью освобождали матерей-работниц и колхозниц от присмотра за детьми и давали время производственной работы и повышения квалификации. В 1928 году было принято решение об организации при детских садах вечерних групп (комнат) для детей, матери которых заняты общественной работой или учебой в вечернее время.

Совершенно новым явлением того времени стало составление программы воспитания и образования для детских дошкольных учреждений — прототипа привычных сегодняшних программ, без которых не обходится ни одно учреждение образования.

Говоря о педагогических журналах того времени: мы встретим много «кричащих» названий, к примеру: «Коммунистическое просвещение», «На путях к новой школе», «Жизнь рабочей школы» и тому подобное. С 1928 года в Москве стал выходить ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание», в котором освещались вопросы теории и практики воспитания детей дошкольного возраста.

Наверно, вы уже догадались, что стало основным содержанием статей в этих изданиях. Конечно же, коммунистическая пропаганда. Подчеркивание роли партии и вождей в построении новой модели общества и государства. Любое достижение в развитии образования непременно связывалось с деятельностью вождей и лично Иосифа Виссарионовича Сталина. Типичная цитата из журнала того времени: «Семью в капиталистическом обществе разрушила буржуазия. Она отняла у пролетария в городе, у бедняка-крестьянина в деревне возможность кормить, воспитывать, обучать своих детей. Она безжалостно калечит детей, вынуждая их с малых лет работать на капиталистическое государство. Рабочий класс нашей страны, руководимый партией Ленина — Сталина, впервые в истории человечества утвердил основы для здоровой, крепкой и счастливой семьи. В советских детских садах воспитываются миллионы счастливых граждан цветущей страны социализма, для которых обеспечено прекрасное сегодня и еще лучшее завтра. Партия, правительство, советский народ, каждая советская семья в одном порыве стремятся к тому, чтобы детям жилось хорошо, чтобы они были веселы, жизнерадостны, бодры, здоровы».

В пример родительского отношения и заботы ставились те же самые идеологи — Карл Маркс, Владимир Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин. Деятельность последнего преподносилась как отношение «доброго отца» к своим детям: «Сталин заботится о воспитании молодого поколения нашего социалистического государства. Свободная советская женщина, занявшая почетное место на различных общественных поприщах, получила широкие возможности для счастливого материнства. Заботами нашей страны для советских счастливых детей созданы прекрасные школы, дворы, театры, санатории, детские сады и ясли. Советский детский сад является государственным учреждением и осуществляет задачи общественного воспитания детей в духе коммунизма, обеспечивая необходимые условия для всестороннего развития ребенка-дошкольника».

«Так, воспитатель становится «инженером детских душ» и пропагандистом идей советской педагогики среди широких масс трудящихся».

Семья рассматривалась как первая помощница детского сада в воспитании нового человека. Воспитатель же был призван первым заложить в детях элементы коммунистической морали. В статье «Наша Галя» автор пишет: «Так быстро изменить Галю удалось только благодаря тому, что детский сад и семья воспитывали ее правильно, к ребенку предъявлялись одинаковые требования… Так, воспитатель становится «инженером детских душ» и пропагандистом идей советской педагогики среди широких масс трудящихся».

В статьях также предлагались конкретные формы работы воспитателя с родителями. В «уголке для родителей» рекомендовалось иметь выставку материала, иллюстрирующего отдельные моменты воспитания детей в семье Ленина или Маркса. Детскому саду вменялось в обязанность освещать перед родителями значение революционных праздников для воспитания духа коммунизма, беседовать о том, как проводить эти «яркие, радостные дни» в кругу семьи. В том же уголке должен был быть размещен «материал в помощь родителям в организации праздника: рекомендуемые детские книжки, художественные репродукции, яркие и четкие фотографии, тексты стихотворений». Конечно, детский сад должен был активно помогать родителям и в деле передачи своим детям любви к Родине, вождям, Красной Армии, лучшим людям нашей страны, партии, лично товарищу Сталину… Лозунги и цитаты из постановлений правящей партии были призваны ярко освещать заботу о детях и росте государственного финансирования общественного воспитания.

Колоссальное внимание уделяется антирелигиозной пропаганде, ведь «буржуазную» религиозную догматику необходимо было заменить классовой системой ценностей.

Одной из целей публицистики этого периода является отрицание и устранение предыдущей системы воспитания, основанной на передаче христианских ценностей в приходских образовательных учреждениях. Колоссальное внимание уделяется антирелигиозной пропаганде, ведь «буржуазную» религиозную догматику необходимо было заменить классовой системой ценностей. К примеру, журнал «Спутник агитатора» вооружал читателей статьями, разоблачающими «религиозное одурманивание трудящихся». Также он снабжал их и списком «полезной» литературы, которая поможет растить детей «свободными от религии, воспитывать в интернациональном духе, творческими, любящими труд, чтобы они воспитывались в духе коммунизма».

В результате семейное воспитание становится вторичным, а его содержание — продвижением коммунистической идеологии. Роль педагогических печатных изданий в вопросах семейного воспитания и просвещении родителей была, как мы видим, минимальной. А вот система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Подавляющая часть сформированных этой системой людей искренне поддерживала существовавший политический режим.

В следующей статье я покажу, как изменилось отношение страны к семье во время Великой Отечественной Войны.

Коментарии0
Войдите, чтобы добавить комментарий
FacebookVk.com
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
Интервью
От дизайна к Типи. Как Вова Горз начал продавать аутентичные шалаши для детей
«Купить шалаши-вигвамы-палатки» — так формируют свой запрос большинство родителей при поиске игрового жилища для своих детей. Не всегда это приводит к достойным результатам, потому что настоящие индейские домики называются ТИПИ. Или даже TEEPEE. И одним из лучших в производителей типи в мире можно без лести назвать Вову Гроза — мужа, отца, автора бренда TEEPEEKEE, который превратил свой опыт и любовь к дизайну в качественный продукт для детей.
Редакция